Разделы
Материалы

Администрируй это. Банковая стала властной монополией в Украине

При президенте Януковиче ядром власти снова стала администрация президента. Полномочия главы государства и его команды ограничены не столько законами, сколько интересами политических и бизнес-партнеров Банковой

Перед самыми выборами президента депутаты-регионалы из группы Ахметова реагировали на фамилию Левочкин крайне эмоционально. Например, один из лидеров этой группы при упоминании имени нынешнего главы АП, краснея от перевозбуждения и не стесняясь в выражениях, доказывал Фокусу, что Сергею Левочкину не найдется места в конфигурации власти после победы Януковича на выборах. Однако за год "человек, который не говорит "нет", как его за глаза называют некоторые знакомые, стал одной из самых влиятельных фигур в стране. Он сумел выстроить ровные отношения с некогда выступавшей против него группой Ахметова, потеснить группу Клюева, отстранив от власти Владимира Сивковича (который благодаря своим контактам со спецслужбами был одним из поставщиков альтернативной информации для президента) и Нестора Шуфрича, и окончательно закрепить за собой имидж союзника Дмитрия Фирташа. Впрочем, глава администрации ценен для Януковича именно тем, что даже не выполняет, а предвосхищает его пожелания.

То, куда намерен двигаться Виктор Янукович, стало понятно уже 25 февраля 2010 года. Именно в этот день президент издал свой первый на новом посту указ – о переименовании секретариата президента в администрацию.

Очевидно, что слово "секретариат" ассоциировалось у президента и его команды не только с личностью и слабым президент­ством Виктора Ющенко. Сам корень этого слова подчеркивал техническую, вспомогательную роль ведомства. Вернувшийся из небытия символизм эпохи Леонида Кучмы определил дальнейшие события – неоднозначную отмену политреформы 2004 года и последовавшее за этим усиление президентской власти.

Попутно методом кнута (силовые структуры) и пряника (умение торговаться) властной команде удалось полностью подчинить себе парламент. Цель оправдала даже самые спорные средства: пропрезидентское большинство превратило Верховную Раду в департамент АП – депутаты покорно поддерживали все инициативы Банковой, от полного подчинения ей столицы до продления своего и президентского сроков полномочий.

За последний год полностью трансформировалась вся схема принятия решений в государстве. Если примерно с 2007 года власть самоорганизовывалась в горизонтальные структуры с несколькими независимыми центрами влияния – Каб­мин, секретариат президента, политические кланы, – то Янукович и его команда предприняли попытку построения в стране единой вертикали принятия решений. И в административном плане им это удалось. Фактически все ветви власти и государственные институты официально или неофициально контролируются окружением Виктора Януковича и лично президентом.

Многим не нравилось то, что последние 6 лет Украина жила в безвластии. Сильный Кабинет министров постоянно конфликтовал со слабым секретариатом президента, а между ними метались фракции Верховной Рады. Коалиция создавалась и распадалась в результате малейшего дисбаланса. От этого система госуправления становилась неэффективной и неповоротливой. Ее могло заклинить от одного конфликта между премьером и президентом, президентом и спикером или спикером и премьером.

Тем не менее именно такой расклад альтернативных центров влияния, во-первых, повышал своеобразный порог некомпетентности системы, поскольку каждое решение либо принималось благодаря многочисленному обсуждению всеми сторонами, либо вообще не принималось. А во-вторых, конфликт властных институтов парадоксально и противоречиво отражал настроения разнородного украинского общества. Теперь решения власти слабо зависят от поддержки представителей элит и хорошо демонстрируют готовность администрации принимать нужные ей решения вопреки всему. Однако пока грозная, влиятельная, решительная в вопросах аппаратных игр или перераспределения финансовых потоков администрация президента не готова направить эти ресурсы на решение реальных проблем реальной страны.

Сергей Высоцкий, Фокус