Виктор Янукович не поддержал идею Таможенного союза, интеграционного проекта Владимира Путина. Впрочем, возможно, союз и не был главной целью визита в Украину российского премьера
Украинской власти, со своей стороны, хватило таланта накалить обстановку до предела перед визитом российского премьера. Скорее всего, третье уголовное дело против Юлии Тимошенко относительно заключенных с РФ газовых контрактов не было направлено против Путина и не имело прямого отношения к его приезду. Однако последовавшее после этого заявление депутата-регионала Инны Богословской о том, что Путина также следовало бы допросить в рамках уголовного дела, придало украинским внутренним делам внешнеполитический вектор. В общем, уже накануне визита российского премьера стало понятно, что до взаимопонимания далеко.
Выпуск пиара
"Это был провал" – именно такой лаконичной фразой охарактеризовали результаты краткого визита высокого московского гостя источники Фокуса в Партии регионов.
Сильная позиция
"Это больше всего походило на кавалерийскую атаку на Украину со стороны России, – отметил в разговоре с Фокусом политолог Владимир Фесенко. – Мне кажется, что усиление этой атаки связано с тем, что в Кремле почувствовали: Украина очень близка к формированию зоны свободной торговли с ЕС. Мы уже три года договариваемся с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли и фактически вышли на финишную прямую. Все источники подтверждают, что до конца года мы договоримся. А вот переговоров о вступлении Украины в Таможенный союз на данный момент нет".
Впрочем, в то же время эксперты подчеркивают: не стоит списывать на россиян все грехи. И в настырном поведении России есть доля вины Киева. "Сегодняшняя коллизия возникла из-за того, что в определенный момент руководство Украины дало понять российской стороне, что оно теоретически предполагает возможность присоединения к Таможенному союзу, – считает научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. – Безусловно, Москва этим воспользовалась. А там, где слабо, начинают давить. Если бы Украина изначально заявила, что она выступает за сбалансированные отношения и хочет иметь свободную торговлю в двух направлениях (а в условиях Таможенного союза это невозможно), конфликт имел бы меньший градус кипения". При этом эксперт отмечает, что с логической точки зрения у Киева в этой ситуации более прочные позиции, ведь если Россия будет предпринимать какие-то экономические санкции против Украины в связи с ее отказом вступить в Таможенный союз, это будет выглядеть по меньшей мере странно. "Если это случится, то мне непонятно, чего тогда стоят многолетние разговоры о стратегическом партнерстве Украины с РФ, – говорит г-н Сушко. – Если они наши стратегические партнеры, то не должны никоим образом препятствовать реализации стратегических целей Украины, которые она давно задекларировала".
Кулуарный интерес
Несмотря на размышления экспертов о пользе и минусах Таможенного союза, вполне может оказаться, что эта тема не была главной во время переговоров Путина и Януковича. На подобных встречах кулуарно обсуждаются не только межгосударственные, но и корпоративные вопросы. Путин и Медведев вместе с Януковичем в данном случае выступают лоббистами крупных бизнесменов своих стран. И хотя источники в ПР уверяли корреспондента Фокуса в том, что никаких кулуарных переговоров о собственности президент и премьер не вели, Станислав Белковский уверен в обратном.
"В действительности главная цель визита Путина – снять разногласия по "Южному потоку", – утверждает российский политолог. – Украина весьма эффективный лоббист против этого проекта в Европе. Причем на острие атаки – газовая команда Сергея Левочкина и Юрия Бойко. Путин использует свою обычную тактику: сначала выдвигает завышенные и заведомо невыполнимые требования вроде Таможенного союза, потом выказывает готовность уступить, но в обмен на уступки более скромные. В данном случае это будет отказ Украины от борьбы против строительства газопровода "Южный поток" по дну Черного моря. Ясно, что ни на какой союз с Украиной Москва заведомо не рассчитывает. Максимум, на что она надеется – это слияние в той или иной форме активов "Газпрома" и "Нафтогаза".
В любом случае успех Путина в этой кулуарной части переговоров пока оценить сложно. Ведь до сих пор чиновники ЕС не высказывали намерения придать "Южному потоку" статус приоритетного проекта. Наоборот, Брюссель постоянно говорит о том, что, учитывая политику диверсификации источников газа, приоритетом является постройка газопровода "Набукко" (из Туркмении и Азербайджана, через Турцию и Болгарию в Австрию). И не факт, что Украина в вопросе формирования такого мнения еврочиновников сыграла определяющую роль.
Сергей Высоцкий, Владимир Денисенко, Фокус