Разделы
Материалы

Сюжет дня. У ГАИ забрали ТО, а у водителей – доверенности

31 мая украинский парламент в первом чтении поддержал закон, отменяющий обязательный техосмотр автомобилей и наличие доверенности на управление чужим авто. Часть экспертов видят в этом позитивные изменения, а часть - уверены в очковтирательстве власти

Если закон вступит в силу, то автовладельцы любого легкового автомобиля, мотоцикла и даже мопеда будут освобождены от обязательного прохождения технического контроля.

Впрочем, изменения не коснутся транспортных средств, используемых для перевозки людей и грузов. Для них закон предписывает такую периодичность прохождения техосмотра:

- для легковых автомобилей, используемых в коммерческих целях и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3,5 тонн, а также прицепов к ним со сроком эксплуатации более двух лет - раз в два года;

- для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн, прицепов к ним и автомобилей такси независимо от срока эксплуатации - ежегодно;

- для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации - дважды в год.

Но главным новшеством стало то, что отныне техосмотр автомобилей будет проводить не Госавтоинспекция, а "субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют оборудование, позволяющее проверять техническое состояние транспортных средств на соответствие требованиям безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды". То есть по сути любое СТО, которое подаст необходимые документы в ГАИ.

Утвержден и значительно сокращен перечень элементов автомобиля, которые подлежат проверке при проведении техосмотра. Отныне при прохождении ТО будут проверять системы тормозного и рулевого управления, внешние световые приборы, пневматические шины и колеса, светопропускание стекла и - при наличии - газобаллонное оборудование.

Для контроля за прохождением и проведением техосмотра создадут общегосударственную базу данных, которую будет вести ГАИ.

Кроме этого, закон отменяет необходимость водителя - если он не владелец машины - иметь при себе нотариально заверенную доверенность на право управления автомобилем. После вступления закона в силу, водителю достаточно иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт автомобиля.

В Партии регионов уверены, что закон в целом будет принят еще до конца нынешней сессии и вступит в силу в начале июля. При этом постоянный представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко настаивает, что документ несет в себе исключительно положительные моменты для автомобилистов: "Все очень быстро ощутят, что этот закон работает для людей... Таким образом, мы переходим к европейской цивилизованной демократической модели на дорогах".

Выступают за отмену техосмотра и в МВД. Правда, их оценки довольно сдержаны. "Техосмотр будет отменяться", - обещал министр внутренних дел Анатолий Могилев еще в апреле.

В экспертной среде также поддерживают инициативу президента. "Во всем мире есть фирмы, которые не за взятки, а реально обеспечивают проведение техосмотра и несут ответственность за техническое состояние автомобиля. То есть если автомобиль с наклейкой на стекле попал в аварию по причине технической неисправности, то эта фирма несет огромную финансовую и страховую ответственность. Я за такой техосмотр. Я считаю, что нам не нужно изобретать велосипед, а внедрять сертифицированную систему техосмотров. Отмену доверенности я тоже поддерживаю, потому что нигде на западе их не существует", - заявил в комментарии Фокусу президент Автомобильной федерации Украины, глава оргкомитета гонок Евгений Червоненко.

считает председатель этой организации Василий Попик

Евгений Червоненко на этот счет придерживается своего мнения. "Если к проведению техосмотра на тендерной основе будут допущены все, то никакой коррупции не будет. Мы ж не совсем неадекватные. Мир живет по этим правилам – рано или поздно и мы будем", - подчеркнул он.

Неожиданно для политической ситуации в Украине поддерживают принятие президентского закона - хотя бы на словах - и представители оппозиции. Еще до голосования 31 мая вице-спикер парламента Николай Томенко заявлял, что "около 90% владельцев транспортных средств получают талон о прохождении техосмотра без проведения проверки, с помощью так называемых коррупционных схем, а объем таких неофициальных платежей ежегодно составляет около миллиарда гривен" и обещал, что оппозиция отдаст свои голоса за соответствующий закон. Но в день голосования 31 мая оппозиция демонстративно покинула сессионный зал парламента, поэтому не смогла на деле подтвердить слова Томенко.

А вот член фракции НУ-НС, бывший заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль отметил, что закон, конечно, полезный, но принимается он для того, чтобы власть могла продемонстрировать, что заботится о людях. "Нужно привести наше законодательство в соответствии с Европейской конвенцией о дорожном движении, подписанной еще в 1968 году, и тогда эти законы не будут по одному приниматься. А то принимают периодически по одному закону, и создается впечатление, что власть заботиться о народе", - сказал он в комментарии Фокусу.

"Где вы видели в Европе жезл? Нет их там. Вместо того, чтобы их снести, мы строим стационарные будки ГАИ. Мы возвращаемся назад в СССР или идем в Европу?", - изумляется Москаль.

Напомним, 14 апреля вступил в силу закон об отмене талона к удостоверению водителя. Президентский закон об отмене доверенностей и обязательного ТО был внесен на рассмотрение парламента 15 апреля. 31 мая этот закон в первом чтении поддержало 253 парламентария.

Евгения Вецько, focus.ua