Слабый президент, а то и вовсе никакого – идея переустройства Украины в парламентскую республику давно витает в Верховной Раде. Но только сейчас ее сторонников стало больше 300, значит, можно приниматься за дело. Юлия Тимошенко прогнозирует, что процесс начнется после майских праздников
"Будет, как в Германии: будет канцлер и будет порядок" – так описывает преимущества нового государственного порядка премьер Тимошенко. Именно она сегодня главный сторонник лозунга "Вся власть – парламенту!".
Что было
Надо сказать, что мысль кардинально переустроить Украину – так, чтобы из "любовного" треугольника Верховная Рада – Кабмин – Президент исключить один из углов, – не впервые посещает лидера БЮТ.
Еще весной 2001 года, будучи парламентской оппозиционеркой, г-жа Тимошенко утверждала, что из новой Конституции нужно убрать либо должность премьера, либо должность президента. Премьером и президентом в ту пору были Виктор Ющенко и Леонид Кучма, и идея Тимошенко по понятным причинам им тогда не приглянулась. И хотя Юлии Тимошенко удалось протащить пункт о парламентской республике в проект договора между большинством и правительством, ее ноу-хау благополучно похоронили.
В 2004-м Тимошенко от своего давнишнего замысла отступила – она и ее фракция яростно защищали полномочия президента от затеянной уже Кучмой конституционной реформы. Но спустя три года, перед досрочными выборами в ВР, леди Ю вновь вытащила на свет идею парламентской республики.
Большинство экспертов оценили эту инициативу как предвыборную технологию, ведь данный вопрос предлагалось вынести на всенародный референдум. Ответ, кто в стране лишний – президент или премьер, по замыслу БЮТ, граждане должны были дать в день выборов. Тогда заманчивую идею похоронил Центризбирком. БЮТ для приличия пошумел, но смирился.
Последний публичный рецидив у БЮТ случился на прошлой неделе. На сессии ПАСЕ в Страсбурге премьер неожиданно разоткровенничалась перед евродепутатами, сообщив о намерении передать максимум власти в стране парламенту.
И кое в чем бютовцы перешли от слов к делу: они попытались создать в Верховной Раде конституционную комиссию, и поддержали это начинание их идеологические враги – регионалы. Спикеру Арсению Яценюку даже пришлось заявить о сговоре двух фракций.
– Это Юлин ответ Президенту! – лаконично оценили инициативу премьера в разговоре с Фокусом некоторые нардепы. – Он пишет свою Конституцию, она – свою.
Действительно, задуманный и опекаемый Виктором Ющенко Конституционный совет уже подготовил свою концепцию нового Основного Закона – в пользу усиления президентской вертикали.
– Полномочий у украинского Президента становится даже больше, чем у лидера США, – комментирует властные аппетиты г-на Ющенко экс-министр юстиции регионал Александр Лавринович, которого прочат на должность сопредседателя Конституционной комиссии от Партии регионов.
Преградой на пути этих амбиций стало принятое на днях решение Конституционного Суда, которое перекрыло Президенту возможность утвердить новый текст Основного Закона в обход парламента – на референдуме. То есть с ВР в любом случае придется советоваться, а настроения там отнюдь не пропрезидентские. Не только БЮТ, но еще минимум две силы – ПР и КПУ увлечены идеей усилить парламент, а не главу государства. (Депутат от ПР Юрий Мирошниченко утверждает даже, что данную идею Тимошенко позаимствовала у его политсилы.) У этих трех фракций 358 депутатских голосов – более чем достаточно для изменения Конституции в желаемом направлении. Другое дело – договорятся ли они: каждый имеет свое представление о парламентской республике.
Что будет
Что такое классическая парламентская республика, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань регулярно объясняет своим студентам. Суть в том, говорит он, что всю исполнительную власть в стране (глав местных администраций) контролирует правительство (в отличие от нынешней системы, где этим занимается президент), а его, в свою очередь, формирует парламентское большинство. Глава же государства в случае чего имеет право распустить парламент, но в остальном слаб – он не может вмешиваться во многие аспекты политики и в действия Кабмина. Именно поэтому премьеры парламентских стран – Меркель (Германия), Туск (Польша), Берлускони (Италия) более известны мировой общественности, чем президенты этих государств. Хотя в каждой стране, практикующей подобную систему власти, имеются свои нюансы – оттого говорят про польскую или немецкую модели.
– Раньше многие украинские специалисты, в том числе и я, считали, что баланс полномочий между президентом и Верховной Радой в Украине должен быть похожим на французскую модель (президентско-парламентскую, как в Украине при Кучме, – Фокус). Сейчас же, наблюдая за развитием нашей политической системы, я больше склоняюсь к итальянской или польской модели, – говорит г-н Гарань.
Кстати, в БЮТ еще тоже толком не знают, на кого из европейских соседей равняться. Несмотря на громкие заявления премьера о канцлерах, конкретных наработок нового Основного Закона у сторонников премьера пока нет.
Есть только общие наброски, разработанные бютовцами Сергеем Сасом и Виктором Швецом. Как сообщил Фокусу их коллега по партии Валерий Писаренко, большинство положений будущего варианта новой Конституции все еще обсуждаются внутри фракции.
Регионалы свое видение парламентской республики держат в строжайшей тайне. Александр Лавринович заявил Фокусу, что раскрывать детали до начала работы конституционной комиссии, которую вскоре создадут в ВР, они не намерены.
Тем временем КПУ взяла за основу своего проекта парламентской республики испытанную советскую модель "Вся власть советам!". Народный депутат коммунист Александр Голуб утверждает, что в наших реалиях это наиболее качественный вариант. Коммунисты принципиально против президента.
– Эта идея не пройдет – не КПУ в парламенте задает тон! – комментирует коммунистические мечты г-н Писаренко.
Коммунисты, впрочем, готовы к компромиссам.
– В качестве временной меры мы можем согласиться на слабого президента, – говорит Александр Голуб.
Чем сердце успокоится
Теоретически изменить Конституцию в нужную сторону можно успеть уже в нынешнем году, если заняться этим сейчас.
– Мы не поддержим президентский вариант, – подчеркивает Александр Лавринович.
Таким образом, становится очевидным, что никаких изменений кроме как в сторону парламентской республики в ВР быть не может.
В пропрезидентском стане в ответ рисуют мрачную перспективу такого государственного устройства:
– Колхоз был самой неэффективной формой управления в Советском Союзе. А наш парламент хуже колхоза, – рассуждает нунсовец Геннадий Москаль. – И не надо кивать на Европу. Наши партии слишком слабые, поэтому из нынешнего бардака парламентская республика страну не выведет. А если кому-то просто хочется убрать Ющенко – это путь в никуда.
Правда, многие политики и эксперты подозревают, что до "колхоза" дело не дойдет, и вообще не будет никаких изменений, поскольку Юлия Тимошенко использует эту тему лишь для шантажа Президента.
– Так она хочет добиться от него нужных решений: принятия программы правительства, плана приватизации и нового бюджета. И в зависимости от количества президентских уступок Тимошенко может дать команду депутатской комиссии либо ускорить, либо заморозить работу, – полагает председатель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
По мнению политолога, Партии регионов тоже есть резон помогать БЮТ – тем самым они способствуют развалу коалиции.
Насколько это соответствует действительности, скоро узнаем. Тимошенко дала Президенту не так много времени – до окончания майских праздников, после которых пообещала запустить в Верховной Раде конституционный процесс.
Очень Рада
Разновидностей парламентской республики множество, объединяет их все только одно – наибольшими полномочиями в стране располагает парламент, на втором месте правительство, президент – как получится. В Украине собственные планы по переустройству государства вынашивают БЮТ и КПУ
План коммунистов | План Тимошенко |
* - в этом состоит отличие от нынешней системы власти