Разделы
Материалы

Удаленные выборы

Конституционный суд наконец-то заработал и приступил к рассмотрению вопроса о соответствии Основному закону указа главы государства о прекращении полномочий Верховной Рады. Партии тоже развили деятельность: приступили к составлению избирательных списков. Президент Ющенко заявил о возможности переноса даты выборов «дней на 20» 

Дело о 12 миллионах
Начавшийся еще на минувшей неделе коррупционный скандал вокруг судьи-докладчика КС Сюзанны Станик получил развитие аккурат перед заседанием суда. Еще 13 апреля нардеп от "Нашей Украины" Руслан Князевич выступил перед журналистами с заявлением о появлении в Интернете информации по поводу дачи взятки представителями коалиции г-же Станик в виде двух квартир в центре Киева, и потребовал от нее публично опровергнуть эту информацию. А спустя два дня, в понедельник, эстафету перехватила СБУ. И.о. председателя службы Валентин Наливайченко обрушил новость: служба безопасности установила факт передачи близкому родственнику (по некоторой информации, матери-пенсионерке) все той же судьи Станик недвижимости и другого имущества на сумму $12 млн. "Квалификацию этих действий мы дадим позднее. Сейчас идет работа по документированию", - отметил г-н Наливайченко. При этом рассказал, что "этим самым неработающим, в годах, близким родственником судьи" были приобретены и получены на протяжении последнего года: земельные участки в Киеве и Ялте, нежилые помещения — в Киеве, Львове и Ялте, а также дорогие автомобили. Заявление, что и говорить, появилось чрезвычайно "своевременно" — аккурат для того, чтоб "оскандалить" открывшиеся наконец-то заседания суда.

Спустя несколько часов Генпрокуратура выпустила заявление, в котором опровергла слова г-на Наливайченко. Но благодаря поспешности, с которой оно появилось, отсутствию в нем четких фактов и наличию туманных формулировок, этот документ отнюдь не расставил все точки над "і" и дал возможность двум враждующим политлагерям остаться при своих мнениях.

У бывшего сотрудника спецслужб, а ныне народного депутата Владимира Сивковича (Партия регионов), мнение однозначное: поступок и.о. главы СБУ ­— уголовное преступление.

По его словам, Служба безопасности выступила инструментом в провокации секретариата президента и Валентин Наливайченко должен понести за это уголовную ответственность.

Естественно, оппозиция не разделяет такого мнения оппонентов. Депутат Юрий Ключковский ("Наша Украина") в связи с этими подозрениями заявил Фокусу: "В западной культуре есть такой элемент "если в отношении меня возникли сомнения, то я сам отстраняюсь от рассмотрения дела, чтобы не создавать оснований для сомнения в принятом решении". Это дело чести, но, к сожалению, в украинской политической и правовой культуре такого понятия не существует". По его мнению, Сюзанна Станик должна была подать заявление о самоотводе. Но, даже несмотря на существование соответствующей нормы в регламенте КС Сюзанна Романовна не стала бросать дела. Более того, ей удалось заручиться поддержкой 11 судей, чтобы лишить Председателя КС возможности самостоятельно назначать даты заседаний и принять решение о непрерывном ведении заседаний ­— вплоть до принятия решения по рассматриваемому делу.

Утверждать, что такая ответная реакция судьи-докладчика сильно расстроила оппозицию, весьма сложно. В прошлом номере мы писали, что дискредитация Конституционного суда как незаангажированного органа выгодна многим действующим политикам. После выступления пяти судей с жалобами на политическое давление, коррупционный скандал со Станик можно расценить как продолжение спланированного сценария, единственная цель которого — отрицание какого бы то ни было решения КС.

И оппозиция в лице лидеров Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и Вячеслава Кириленко спустя несколько часов после окончания первого заседания КС действительно заявила об отказе подчиняться будущему решению КС, ссылаясь на неуверенность в беспристрастности судей. А чтобы мировая и европейская общественность была в дальнейшем готова к такому неприятию, тройка тут же обратилась с соответствующим письмом в Парламентскую ассамблею Совета Европы, которая как раз пристально изучает ситуацию в Украине.

Июнь или октябрь?
Каким бы ни было решение Конституционного суда, уже всем очевидно, что дата проведения досрочных парламентских выборов, назначенная президентом на 27 мая – нереальна. Об этом говорят и члены Центризбиркома (в приватных беседах), и будущие участники избирательно процесса (в публичных выступлениях).

Лидер партии "Пора" Владислав Каськив считает, что уже через неделю после указа стало понятно, что провести выборы в мае невозможно. В разговоре с Фокусом он заявил: "Шоу протестов, которые мы сейчас наблюдаем на улицах, как раз направлено на то, чтобы выторговать для себя лучшее время проведения выборов. Фактически сейчас все переговоры сводятся к одной логике: выборы в июне или в октябре? И это основной пункт торгов". По мнению политика, в этих торгах ключевую роль сыграет решение КС. Если оно будет негативным для президента, то октябрьские выборы становятся более реальными. В противном случае более вероятны выборы в июне.

Причины таких позиций вполне понятны. Для Президента ранняя дата выгодна в первую очередь тем, что не дает возможности развернуться избирательной кампании коалиции в полную силу. При этом ущемленными в возможностях окажутся непарламентские партии, которые на прошлых выборах не добрали до заветного проходного барьера всего несколько сотых процента: блок Литвина, ПСПУ и другие. Вместе с этим к лету накал страстей "оранжевого" электората не успеет упасть. Соответственно, октябрьская дата проведения выборов нивелирует эти преимущества оппозиции.

Виктор Ющенко в вопросе даты выборов уже сделал свой шаг. 17 апреля в Великобритании он заявил о готовности отсрочить дату выборов на 20 дней, чтобы принять ряд законопроектов, необходимых для их проведения. Вот только коалиция со встречными инициативами не спешит. Официально она все еще настаивает на том, что говорить о дате выборов до решения суда вообще преждевременно. Народный депутат Анна Герман (Партия Регионов) заявила Фокусу: "Если КС признает указ конституционным, то тогда мы примем решение о своем участии в выборах. Если нет – то о выборах не может быть и речи".

Причем риторика лидеров коалиции звучит настолько уверенно, а тезис о том, что, договорившись с Януковичем, Ющенко сможет сохранить свое лицо, настолько массово тиражируется, что складывается впечатление, будто вопрос в КС уже практически решен в пользу коалиции.

Ложные старты
Тем временем партии – сторонники президента не спеша, но верно, готовятся к выборам – когда бы они ни состоялись. Свои съезды провели за последнюю неделю Блок Юлии Тимошенко, "Наша Украина", блок "Народная самооборона" Юрия Луценко, ПСПУ, блок "Рух – Украинская Правица" состоящий из Народного Руха Украины, Украинской народной партии и УРП "Собор", а также партия "Свобода" Олега Тягныбока. Все съезжались по-отдельности, лишний раз демонстрируя раздробленность пропрезидентских сил. Большинство поспешило определиться и с избирательными списками – хотя бы составив их даже в алфавитном порядке. Однако председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко склонен считать все это "показательными выступлениями" политсил.

Основной процесс формирования списков, считает он, начнется только после того, как окончательно решится вопрос о дате проведения выборов. Тогда-то и будет оформлена окончательная конфигурация "оранжевых". Эксперт считает, что самым вероятным будет расстановка, в которой БЮТ пойдет на выборы самостоятельно, а блок сформируют "Наша Украина" и "Народная самооборона".

А вот создание единого пропрезидентского мегаблока, о котором любит поговорить, например, Юрий Луценко, по мнению народного депутата, политолога Дмитрия Выдрина ­— невозможно. Он убежден, что создать его не удастся в первую очередь из-за взаимной ненависти руководителей партий. "Их союз возможен только на короткое время. Но рано или поздно природа возьмет свое и между ними опять начнется грызня, поливание грязью и закулисные интриги", — считает Выдрин.

При этом оба эксперта сходятся во мнении, что лидеры БЮТ и "Нашей Украины" покривили душой, утверждая, что, сформировав теперь свои списки, они параллельно очистили свои партийные ряды. Г-н Выдрин полагает, что, если бы "Наша Украина" действительно хотела очистить свои ряды, то не ограничилась бы невключением в новые списки одного только экс-главы "Нафтогаза" Алексея Ивченко, как она это сделала. "Если бы это было правдой, то они бы очистили ряды от многих других людей, у которых репутация не лучше, чем у г-на Ивченко, и к которым у Генпрокуратуры не менее вопросов, чем к бывшему главе "Нафтогаза", — резюмировал политолог.

Тем не менее г-н Фесенко склонен надеяться, что в "Нашей Украине" проявили тенденцию к обновлению, которая при формировании списка в блоке может получить свое развитие. Вместе с тем он обратил внимание на странность чистки в рядах БЮТ: "Если Юлия Тимошенко знала о потенциальных перебежчиках, которые из ее блока должны были пополнить ряды коалиции, то почему она не включила в свой список только тех, кто уже успел примкнуть к ее противникам, и оставила тех, кто склонялся к предательству?".

Так или иначе, но в формировании списков "оранжевых" наступила пауза, которую партии взяли в ожидании разрешения конституционного кризиса. Вполне возможно, что, когда кризис будет преодолен, им вновь придется собирать съезды и формировать новые списки. На этот раз более серьезные и взвешенные, чем "промежуточные" нынешние.