Разделы
Материалы

Хватай и беги. Штабисты крадут каждую четвертую гривну избирательной кампании

Каждую четвертую гривну, вложенную в избирательную кампанию кандидата-мажоритарщика, прикарманивают его собственные штабисты. Самым дерзким удается наворовать миллионы

Предвыборная кампания — самое время, чтобы поправить личное благосостояние. Для этого, рассказывает юрист Виктор Яковлев, который принимал участие в последней президентской и парламентских кампаниях в Донецкой области, нужно сделать всего три шага: заручиться рекомендациями близких к участникам кампании людей, попасть в предвыборный штаб и получить там должность, связанную с распределением бюджета. Правда, есть одно "но". Озолотиться даже у прошедших отбор счастливчиков легальным путем не получится. В нынешней кампании средняя зарплата топовых штабистов, по данным Фокуса, стартует от $2000. Но она не главный источник доходов ударников предвыборной гонки, в карманах которых нередко оседает львиная доля предвыборных бюджетов партий и кандидатов-мажоритарщиков.

О таких историях политики не распространяются ни во время, ни после выборов. Главная причина, рассказывает политтехнолог Сергей Гайдай, — "черная бухгалтерия", через которую проходит большинство платежей партий и мажоритарщиков. "Это все равно что украсть деньги у мафии: никто не заявит на вора, укравшего черный нал, в милицию", — объясняет эксперт.

Рассказывать о самых курьезных случаях воровства его участники и невольные свидетели соглашаются годы спустя и только анонимно. По словам специалиста по местным выборам, попросившего не называть его имени, на последних мажоритарных выборах 2002 года сотрудники штаба бывшей партии Михаила Бродского "Яблоко" одну и ту же партию листовок разгружали перед центральным офисом штаба не менее десятка раз. Таким образом они пытались убедить руководство, что полиграфии для распространения в регионах было напечатано больше, чем на самом деле. "Штабисты прокололись на другом: при очередной перегрузке изношенных пачек упаковка не выдержала и разорвалась", — вспоминает источник, уточняя, что так обман и разоблачили. Бродский эту информацию отрицает даже спустя годы: "Это брехня, а в новом тренде — клевета", — заявил он Фокусу.

Самой денежной эксперты и участники называют президентскую гонку 2004 года, в частности штаб кандидата от Партии регионов Виктора Януковича. Один из кураторов кампании, который занимался организацией офисов, сбором информации, распространением агитации, на условиях анонимности грубо объясняет схему "распила" партийного бюджета. На первом уровне, в карманах штабистов, распределявших деньги и нанимавших исполнителей, оседало около 30%. На втором, у "полевых" руководителей, которые отвечали за конкретные проекты в масштабах страны, — еще 25–30%. На третьем, у кураторов групп, областей и районов, — еще 20%.

Последнее звено, непосредственные исполнители (расклейщики листовок, люди, занимавшиеся прямым подкупом), довольствовалось малым, забирая то, что можно было украсть, при этом хотя бы создав видимость выполнения задачи. "В то время украсть 75% бюджета по его дороге к исполнителям было нормой", — рассказывает источник.

С тех пор предвыборные бюджеты с учетом инфляции и кризиса, а с ними масштабы воровства заметно сократились. По оценкам Комитета избирателей Украины, на всю кампанию ПР потратит порядка $100 млн, объединенная оппозиция — около $60 млн. Контроль над деньгами партии доверяют только проверенным в предыдущих кампаниях людям. Исключение — на скорую руку сформированные штабы кандидатов-мажоритарщиков. Впрочем, там, комментирует Гайдай, воруют не больше, чем в любой другой сфере. Схемы тоже не новые: откаты, завышение реальной стоимости услуг и закупаемой штабами продукции. Но и банальные приемы приносят нечистым на руку штабистам неплохой навар. Как показал экспертный опрос Фокуса, каждая четвертая гривна в предвыборном бюджете мажоритарщиков может быть украдена.

Дмитрий Орлов, Фокус