Результат "Свободы" на выборах доказал: радикально настроенных граждан в стране больше, чем надеялась власть и прогнозировала оппозиция. Право говорить от имени самых решительных и воинствующих получил Олег Тягнибок
Если бы украинским политикам вручали "Оскар", в номинации "Лучшая мужская роль" победа досталась бы Олегу Тягнибоку. Без внушительного финансирования и раскрученного имени он провел свою партию в парламент и быстро стал в один ряд с первыми лицами оппозиции. Секрет успеха свободовца прост: всеобщее недовольство властью он конвертировал в дополнительные проценты к рейтингу своей партии. Тягнибок не боится призывать к бунту и бить депутатов-регионалов прямо в парламенте. Но это, утверждает он, не самоцель. О настоящих планах партии, своем участии в президентских выборах и готовности "Свободы" бороться за кресло столичного мэра Тягнибок рассказал в интервью Фокусу.
В первый день работы новой Рады вы сделали то, что от вас и ждали — подрались с регионалами. Так вы оправдываете оказанное партии доверие?
Мы не просто так пришли и начали с каждым драться. Люди спрашивали нас о персональном голосовании на каждой встрече. Более того, этот вопрос мы согласовали с нашими партнерами по оппозиции. Если "Свобода" вместе с коллегами будет постоянно настаивать на вопросе персонального голосования, то мы заставим их это делать, они поймут, что законы, которые они протаскивали раньше, теперь не пройдут. Пианистов в Раде больше не будет. И, кстати, все драки начинали регионалы. Мы вообще сидим на галерке.
Но вы же понимаете, что отбираете хлеб у партии Юлии Тимошенко, которая раньше была главным оппозиционным борцом в парламенте?
Я вообще не хотел бы обсуждать "УДАР" и "Батьківщину". Они наши партнеры, у нас с ними хороший диалог. А мы себя ведем так, как ожидали наши избиратели, и я рад, что пока мы их не разочаровали. Что касается коллег, то иногда они просто вынуждены делать, как мы. Для нас важно, чтобы активно боролись не 37 депутатов нашей фракции, а все 177 оппозиционеров.
Если "УДАР" — партнер, вы готовы поддержать Кличко в качестве единого кандидата от оппозиции на пост мэра Киева?
А он хочет идти в мэры? Да, почему нет? Но мы тоже можем выдвинуть своего кандидата и претендовать на то, чтобы он был единым.
На пост президента в 2015 году оппозиции тоже не нужно выдвигать единого кандидата?
В первом туре оппозицию могут представлять несколько человек, и я могу быть одним из них. Главное выставить единого кандидата во втором туре, где, вероятно, сойдутся представители власти и оппозиции. Хотя ситуация в Украине развивается так, что во второй тур могут пройти два оппозиционера, а Янукович сойдет с дистанции еще в первом.
Вас сейчас называют самым выгодным противником для Януковича во втором туре. Знаете почему?
Это глупые инсинуации. Если сегодня провести социологические исследования, не уверен, что рейтинг Януковича окажется выше моего. Исследования результатов вероятного второго тура делали не раз. Раньше у меня был минимальный рейтинг, потом разница существенно уменьшилась. Если во второй тур пройду я, то выиграю, даже не сомневайтесь.
Если радикализм не даст результатов, избиратели от него откажутся. Вы к этому готовы?
Не верю, что в ближайшие годы решительность может надоесть. Я получил шквал звонков и электронных писем из Одессы с благодарностью за наши действия во время пикетирования одесской мэрии ("Свобода" протестовала против переименования двух улиц. — Фокус). Все меняется.
Тем не менее вашу инициативу о возвращении в паспорт графы "национальность" критикуют даже сторонники "Свободы".
Ну что вы все в это вцепились. Наши политические оппоненты взяли и перевернули все с ног на голову, начав вытаскивать наши второстепенные пункты из старой программы. Мы не отказываемся от этой идеи, но это не первоочередная задача. Да, мировоззренчески мы считаем, что стоит ввести графу "национальность" в паспорт и свидетельство о рождении, но делать это нужно по желанию.
Мария Жартовская, Фокус