Разделы
Материалы

Бизнес-партнер Щербаня назвал Ахметова "деятельным парнем с головой"

Бизнес-партнер Евгения Щербаня Юрий Дедух в интервью Forbes рассказал о первых шагах в бизнесе Щербаня, партнерстве с бизнесменом Ринатом Ахметовым и роли экс-президента Леонида Кучмы.

Дедух сообщил, что со Щербанем он познакомился в 1988 году, когда тот только начинал строить свою бизнес-империю. Вместе они занимались торговлей ликеро-водочными изделиями, владели сетью ресторанов, поставляли в США продукцию украинских металлургов. В 1994-1995 годы Дедух был председателем совета директоров корпорации Атон.

Он также заявил, что дружил с экс-президентом Ахатем Брагиным и Ринатом Ахметовым, которые, по его словам, были бизнес-партнерами Щербаня. "С 1990 года у нас были партнерские отношения, и мы работали практически одной командой", - заявил он.

"Он очень деятельный парень, что называется: "с головой". Очень быстро соображает и быстро учится. Кроме того, его с Брагиным объединяли какие-то родственные связи", - рассказал Дедух об Ахметове.

Forbes отметил, что в интернете было обнародовано много публикаций о криминальном прошлом Брагина и Ахметова, некоторые СМИ их прямо называют бандитами. "А кто тогда не был бандитом? Более-менее состоявшиеся люди все были бандитами. Ринат в то время ездил на машине с охраной, умел зарабатывать деньги, не позволял, чтобы ему не доплачивали или обманывали", - парировал Дедух, добавив, что ему ничего не известно о том, что Ахметов был причастен к преступлениям.

Он также опроверг заявление депутата Александры Кужель, которая уверена, что у Евгения Щербаня был конфликт с Итерой: "Конфликта у нас не было, потому что Александр Шведченко, который возглавлял украинскую Итеру, был нашим другом и партнером. В 1995 году его убили. После этого Итера продолжила работу в Украине, но ее позиции сильно ослабли, потому что у Игоря Макарова (руководитель компании - ред.) и без того хватало проблем в России. Итеру с газового рынка Украины начала вытеснять ЕЭСУ".

Forbes также спросил, что ему известно об убийствах Шведченко и Брагина. "После прихода к власти Леонида Кучмы в 1994 году в Донецкой области начались массовые зачистки бизнесменов. Убийство Брагина было частью этого процесса. Это работа спецслужб. На моих глазах на Текстильщике (жилой микрорайон Донецка) происходил расстрел "авторитетов": подъехали две машины без номеров, вышли мальчики в черных очках, белых футболках и шортах, достали автоматы Калашникова, положили людей, бросили автоматы и уехали. Еще было две машины сопровождения. Нужно быть идиотом, чтобы не понять, что это спецслужбы", - ответил он, не уточнив о каких "авторитетах" идет речь.

"На тот момент донецкие и днепропетровские бизнес-структуры контролировали до 70% ключевых рынков: нефтепереработку, производство удобрений, металла, ликеро-водочный бизнес и другие прибыльные направления. Между Павлом Лазаренко и Кучмой был сговор - они пытались подмять под себя донецкие предприятия", - добавил он.

Издание также поинтересовалось, кто конкретно угрожал Евгению Щербаню и были ли среди этих людей Лазаренко и Кучма. "Мы все жили в 1990-х. Конечно, случалось разное. Но мы вели бизнес корректно, умели договариваться и идти на компромиссы. Поэтому реальной опасности как таковой до 1995 года не было. Но после прихода к власти Кучмы началась планомерная схема подавления бизнеса. Эта схема усилилась с момента назначения Павла Лазаренко премьер-министром", - ответил Дедух.

"Кучма был "папой". Ему каждый месяц каждая область и крупные бизнес-структуры "отчитывались о проделанной работе" - выполняли домашнее задание. В противном случае шел "накат" со стороны СБУ и других ведомств, вплоть до пожарников. Можно смело утверждать, что мы жили в неком ЗАО Украина, где Лазаренко и Кучма были полноправными хозяевами, методы управления были жесткие и порой беспощадные", - добавил он.

"Евгений жестко конфликтовал с Кучмой в 1995 году по очень многим экономическим и политическим вопросам. К примеру, по распределению квот на продажу металла за рубеж. Кучма полностью "потянул одеяло" на свои структуры, начал диктовать, какие компании будут поставлять газ на предприятия. Они с Лазаренко хотели, чтобы этим занималась компания Единые энергетические системы Украины. Женя постоянно возмущался поведением Кучмы в работе с Россией, его некомпетентностью во многих вопросах. Он говорил: директор завода - да, но не президент Украины", - отметил Дедух.

По материалам Forbes.ua