Внештатный советник премьер-министра Украины Ханне Северинсен рассказала Фокусу о том, что делает Виктора Ющенко похожим на Леонида Кучму, а также о том, какой язык Юлия Тимошенко понимает, но на нем не говорит
Кто, по-вашему, виновник политического кризиса в Украине?
Президент. Лично я нахожу странным, что сначала он назначает премьер-министра, а потом всячески препятствует его работе.
Что вы советовали Юлии Тимошенко по поводу процесса оспаривания выборов?
Советовала этого не делать. Говорила, что ей нужно раскрыть объятия и сказать президенту: "Давайте восстанавливать коалицию на любых условиях, лишь бы не втягивать страну в выборы". Когда речь идет об интересах страны, политики обязаны идти на компромисс.
Если бы кто-нибудь из них – президент или премьер – отказался от президентских амбиций в пользу другого, кризис удалось бы преодолеть?
Каждый политик имеет право на амбиции. Но до выборов еще целых полтора года. Это не тот срок, который заставляет начинать торги по поводу того, кому быть президентом.
Кого на президентских выборах поддержит Запад?
Конкретных симпатий у Запада нет. Одно могу сказать: наименее приемлемой считается кандидатура Виктора Януковича, поскольку он не разделяет европейских стремлений. Хотя, по большому счету, для Запада важнее всего честные выборы и ответственное правительство. Что касается Ющенко, то в Европе сегодня нет политического понимания его поступков. Конечно, формально президент имеет право распустить парламент. Но ведь очевидно, что реальной необходимости в этом нет. Поэтому со стороны действия Ющенко выглядят как интрига. А то, что гарант конституции закрывает суды, – вообще вопиющий факт. Если стоит задача снять с поста премьера Тимошенко, для этого достаточно издать соответствующий указ. Необязательно тратить на этот проект полмиллиарда гривен.
Можно ли сегодня говорить о реанимации кучмизма в Украине?
То, что президент, имея низкие рейтинги, начинает с помощью давления на суд обеспечивать себе переизбрание на второй срок, – настоящее дежавю. Такие вещи мы неоднократно наблюдали при Кучме. Я не раз говорила и еще раз хочу подчеркнуть: политические вопросы должны решаться в политической плоскости, не надо играть с правилами игры, следует играть по правилам.
Возможны ли в отношении Ющенко санкции со стороны Европы?
Нет, конечно. В Европе, несмотря ни на что, есть понимание: Украина – самостоятельное государство, с относительно свободной прессой и другими признаками демократии. Просто всем жаль эту страну, которая в условиях мирового экономического кризиса вынуждена переживать никому не нужные выборы. И при этом самое ужасное, что выборы будут проходить со старыми ошибками. Ни списки избирателей не усовершенствованы, ни другие рекомендации Совета Европы не выполнены.
Сейчас активно обсуждается возможное сотрудничество Тимошенко с бывшим главой администрации Кучмы Виктором Медведчуком. Что вам об этом известно?
До меня тоже доходили такие слухи. Но я ничего об этом не знаю.
Как часто с вами консультируется Тимошенко? На каком языке вы разговариваете?
Поскольку я ее внештатный советник, мы общаемся нерегулярно, только по необходимости. Она, скорее всего, понимает английский, но не говорит на нем. Поэтому при встречах нам помогает вице-премьер Немыря. С ним мы также переписываемся по электронной почте и с помощью SMS.
Тимошенко платит вам зарплату?
Нет. Она лишь компенсирует мне расходы на перелеты и гостиницы.