Разделы
Материалы

Немцов: Путин мстит Украине за Майдан

Один из лидеров оппозиционного движения России Борис Немцов рассказал "Фокусу" о стальных нервах Киева и Москвы, предательстве Владимира Путина и судьбе воинствующего Донбасса

Майдан стал ответом на отказ украинской власти подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. И вот теперь, спустя семь месяцев, соглашение подписано. Как изменятся отношения между Украиной и Россией?

— Я очень рад за вас и хотел бы, чтобы рано или поздно подобное соглашение подписала Россия. Но то, что сейчас делает Путин, это абсолютная аномалия, противоречащая любым здравым смыслам. Думаю, Путин продолжит противиться евроинтеграции Украины. Ведь вторая по величине славянская страна (Украина. — Фокус) может стать фантастическим примером для русских: оказывается, можно строить не только полицейскую и воровскую Азиопу, ориентированную на экспорт сырья в Китай, а можно сделать европейский выбор, идти по пути демократии, соблюдения прав человека и стать процветающим богатым государством. Путин не хочет такой альтернативы. К тому же он, считая, что у народа нет права на восстание, не желает, чтобы народ свергал воровскую власть, как это случилось в Украине. Активно содействуя тому бардаку и хаосу, который у вас там сейчас происходит, Путин, по сути, говорит русским: дескать, да, господа, свергли они Януковича, но потом получили кровь, гражданскую войну, хаос. Это сигнал для русских, что Майдан в России невозможен. Понимаете, он просто мстит за Майдан, поэтому и заинтересован в бардаке и конфликтах в Украине.

Сильный игрок

Петр Порошенко объявил об одностороннем прекращении огня украинскими силовиками, но вооруженное противостояние продолжается. Зачем, по-вашему, президент делает заявления, реализация которых априори невозможна?

— Мне кажется, что у президента в этом вопросе должна быть абсолютная поддержка граждан. Вот сейчас кто-то недоволен его решением приостановить антитеррористическую операцию, а кто-то, в том числе и на востоке, где у него низкая поддержка, ему благодарен. Как только народ поймет, что все свои мирные инициативы Порошенко реализовал, но они ни к чему не привели, у президента появляется политический аргумент для продолжения АТО. Но там ведь одновременно и Путину предъявлены претензии. Путину следует закрыть границу с российской стороны и не допускать боевиков в Украину. Должна быть государственная граница. А у нас в России пока нет ни одного уголовного дела по факту контрабанды оружия в Украину, ни одного уголовного дела о незаконном пересечении границы боевиками. Ясно, что есть прямое указание Путина содействовать эскалации войны на востоке, а уголовных дел нет.

При этом Россия, заметьте, от участия в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на востоке не отказывается. Чьи позиции — Украины, России или ОБСЕ — в данном переговорном процессе самые сильные?

— Как ни странно, это позиции Украины. Мирный план Порошенко одобрен не только ЕС, но и Россией. Путин лишь вначале что-то там фыркал, а потом уже ничего против мирного плана не говорил. То бишь есть политик, чья идея согласована со всеми. И это круто! Второй важный момент — президент Украины не выглядит каким-то ястребом, садистом, вандалом и кровопийцей. А еще он абсолютно внятно дал сигнал восточным сепаратистам: мол, ребята, русский язык у вас будет иметь высокую степень автономии. И хотя у Порошенко сейчас тяжелейшая экономическая, социальная и военно-политическая ситуация в стране, пока он все делает правильно.

Читая фронтовые сводки о потерях со стороны украинских военных, уже не только генералы, но даже законченные пацифисты говорят о необходимости жесткого силового удара по позициям террористов. Почему медлит президент?

— Войну легко начать, но очень трудно закончить. Украинский народ верит в чудо не меньше, чем русский. Люди считают, что 25 мая они выбрали нового президента, значит, за неделю он должен навести порядок. Но так не бывает, друзья. Человеку нужно дать карт-бланш. С момента его избрания прошел всего месяц, а уже утвержден мирный план, объявлено перемирие, подписано Соглашение об ассоциации с ЕС.

А как же боевики, которые этот мирный план не приемлют, разве с ними все еще можно договориться?

— Нужно понимать, что там есть люди, которые зависят от Путина, а есть те, которые считают его предателем. Когда Путин в своем Совете Федерации принял решение не вводить войска, Стрелков (Игорь Гиркин — гражданин РФ, "министр обороны" ДНР. — Фокус) его проклял. Он сказал, что это подлец и предатель. Не надо иллюзий, что сепаратисты, которые там воюют, это солдаты Путина. Вы думаете, Стрелков или какой-нибудь Пономарев сейчас послушаются Путина? Нет, они его слушаться не станут. Думаете, Путин сейчас даст команду уходить и они уйдут? Этого не будет. От него сейчас другого надо требовать: чтобы он перестал подвозить туда ПЗРК. Все остальное должна сделать украинская власть.

Судьба Донбасса

Российские социологи утверждают, что рейтинг поддержки Владимира Путина россиянами после аннексии Крыма взлетел до 86%. Вы в это верите?

— В авторитарной стране, в которой зачищено все информационное пространство, где цензура пробралась уже в газету "Коммерсант" и дамоклов меч висит над "Эхом Москвы", я верю, что рейтинг может быть 86%. Но он создан в условиях тотальной информационной блокады любого альтернативного мнения, промывания мозгов, а также имперской эйфории от аннексии Крыма. Этот рейтинг не может держаться долго. Потом будет ломка. В зомбированной и опьяненной имперским комплексом стране она будет тем сильнее, чем сильнее было опьянение. Думаю, ломка начнется осенью.

Советник российского президента Сергей Глазьев назвал Петра Порошенко нацистом. После официальный Кремль устами президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова открестился от этих слов. В окружении Путина наметился раскол?

— Глазьев — негодяй, на котором лежит высокая доля ответственности за войну на востоке Украины. А Кремль пытается избежать очередных санкций Европы и Америки, поэтому и старается примерить на себя маску голубя мира. Второе: они не хотят аннексии востока Украины. Да, они не хотят мира и процветания там, но они не желают и аннексии. Посмотрите, Кремль и с Крымом-то справиться не может. Луганск и Донецк — это депрессивные регионы, требующие огромной поддержки. Там только населения 7 млн человек!

Какова вероятность превращения Донбасса в буферную зону по типу Приднестровья?

— Это целиком и полностью зависит от украинцев, но никак не от Путина. Я уверен, что если Порошенко будет продолжать в том же духе, то дальнейшая история с буферной Новороссией, или как хотите ее называйте, будет зависеть от того, есть у вас армия — нет у вас армии, есть у вас спецслужбы — нет у вас спецслужб, есть мозги у вашей власти — нет мозгов у вашей власти. То есть это ваш внутренний вопрос. Если Украина хочет, чтобы она как государство осталась единой, народ этого добьется. А что, если государство Украина этого не хочет? Я вам должен сказать одну вещь. В Киеве я общался с огромным количеством умных, хороших людей и патриотов Украины, которые говорят: "Да на хрен нам нужен этот Донецк, эти ватники?! Мы хотим нормальную европейскую страну. Они хотят совок — так пусть идут туда!" И это мнение сейчас скромно замалчивается. Я лояльно отношусь к Украине, но я все-таки человек из Москвы. И я вам говорю: если такое мнение будет доминировать в головах, в Донбассе будет буферная страна. Вы можете делать вид, что этого нет, на экранах писать "Единая страна", но я-то знаю, о чем люди говорят. Они говорят: "На хрен они нам нужны — пусть валят!" А теперь представьте, если и Порошенко так думает, ну где-то там, в глубине души?

Вы действительно допускаете такую возможность?

— Нет. Я просто прошу вас это представить. Как думаете, он будет биться? Конечно же нет! Поэтому вопрос единства страны обращен к вам, а не к Путину. Считаете вы Луганск и Донецк своими или не считаете? Вот честно ответьте себе на этот вопрос — я имею в виду Украину и в первую очередь киевлян, столичных людей, которые принимают решения. Вот среди них проведите опрос, считают ли они Донбасс своей страной или нет? В армии проведите этот опрос, в СБУ, среди журналистов, в Администрации президента, в Кабмине. Тогда вы поймете, хочет страна единства или нет.

Станислав Мирошниченко, Фокус