Великая украинская стена. Как может выглядеть новая граница с Россией
Украина возводит стену на границе с Россией. За 23 года независимости это уже четвертая попытка обустроить кордон
"Мы начинаем реализацию проекта "Стена". Это строительство реальной границы между Украиной и Россией", — гордо объявил Арсений Яценюк на заседании Кабмина в начале сентября. Спустя неделю пресс-центр АТО распространил информацию о начале фортификационного оборудования и установки систем инженерного заграждения на границе. Основной объем начатых работ — около полутора тысяч километров траншей и ходов сообщения, более 8 тыс. окопов для техники, свыше 4 тыс. блиндажей и создание шестидесятикилометрового заграждения.
Эту новость СМИ сразу представили как первые шаги по воплощению в жизнь анонсированного премьером проекта. В действительности это не так. В Госпогранслужбе Фокус заверили: никакую "стену" Украина пока не возводит. Более того, не существует даже проекта. За его разработку вскоре возьмутся профильные институты совместно с Мининфраструктуры и Госпогранслужбой. А уже возведенные за время АТО защитные сооружения вроде противотанковых рвов в окончательном варианте обустройства границы могут и вовсе не пригодиться.
На воплощение проекта в жизнь Кабмин, по словам директора международного правового департамента администрации Госпогранслужбы Александра Мельникова, отвел 56 месяцев — то есть "стена" на украинско-российской границе появится не раньше чем через 4,5 года. Строить ее будут в два этапа. Сначала оборудуют участки вне зоны боевых действий — в Черниговской, Сумской, Харьковской областях и на севере Луганской, а также вдоль побережья Азовского моря. Затем в планах возобновить 400 км границы на контролируемой боевиками территории в Луганской и Донецкой областях.
Согласно предварительной концепции, стена в буквальном понимании на границе не появится. Территорию планируют обустроить земляными и бетонными валами, контрольно-следовыми полосами, системами оптико-электронного наблюдения, сигнализационными комплексами, рокадными (грунтовыми) дорогами и фортификационными сооружениями для предотвращения движения техники. На кордоне выкопают рвы глубиной до 2 м и не менее 4 м вширь. Подготовка траншей — единственное, что, по словам премьера, Украина уже делает в рамках проекта "Стена". Обустройство рвов ведется на границе с Приднестровьем и на севере Украины. В Госслужбе по чрезвычайным ситуациям Фокусу подтвердили, что 7 единиц техники (5 экскаваторов и 2 специальные машины) для этих целей направили в три пограничных отряда — Котовский (Одесская обл.), Могилев-Подольский (Винницкая обл.) и Сумской.
Пока вычислять нарушителей вместо обещанных камер наблюдения пограничникам помогают собаки
На украинско-российской границе заминировано много участков, — рассказывает Александр Мельников. — Недавно пограничники сопровождали съемочную группу одного из телеканалов, работавшую в Луганской области. Авто пограничников случайно подорвалось на мине — три человека погибли, двое ранены. Так что поиск мин и разминирование границы будет дополнительным вызовом, с которым нам придется справиться до начала инженерных работ".
- Читайте также: Арсен Аваков: Мир нужен, но не любой ценой
Сколько будет стоить "Стена", пока неизвестно. По предварительным подсчетам Госпогранслужбы, порядок цифр переваливает за 1 млрд грн. На реализацию аналогичного проекта, разработанного по инициативе днепропетровского губернатора Игоря Коломойского, требовалось около 100 млн евро (около 1,7 млрд грн). Но такими суммами правительство не располагает. По словам Александра Мельникова, Украина рассчитывает на помощь Запада. Большие надежды в ведомстве возлагают на встречу с зарубежными донорами, которые должны съехаться в Украину в декабре. Как сообщил Мельников, многие уже заявили о готовности выделить средства, но лишь в том случае, если основную часть проекта профинансирует украинская сторона. 12 сентября Арсений Яценюк пообещал выделить первые 100 млн грн. Главным распорядителем средств назначили Мининфраструктуры. По информации Фокуса, эти деньги пойдут только на разработку проекта.
Стройка с препятствиями
Отсутствие денег — не единственная преграда для начала реализации проекта "Стена". Формально в Украине уже реализовано две программы по обустройству границы. Первую воплощали в жизнь с 1993-го по 2000 год, вторую с 2000-го по 2005-й. Есть и третья. Она стартовала в 2006 году и должна завершиться к 2016-му. Но после окончания каждого из проектов ситуация на границе не менялась — палки в колеса ставили на высшем государственном уровне. "Мы не раз сами приходили к правительству с инициативой хотя бы минимально обустроить границу, — рассказал Фокусу один из высокопоставленных сотрудников Госпогранслужбы, работающий в структуре с 90-х годов. — Но "папередники" отвечали: "Какие рвы? Какие траншеи? Да еще и на границе с Россией! Не занимайтесь ерундой".
Таким образом, за 23 года независимости границы Украины так и не были обустроены. Более того, с подачи России не закончена даже делимитация украинско-российской границы – Москва постоянно блокировала ее оформление. Соответственно, не проведена и демаркация, то есть обозначение границы на местности. 7 ноября 2012 года могло стать для Украины историческим днем. Тогда возле с. Сеньковка Черниговской области в районе стыка украинской, российской и белорусской территорий установили первый пограничный знак. С этого дня должен был начаться процесс согласования границ. Однако РФ заблокировала демаркацию, в который раз спустив переговоры на тормозах. Зачем — стало понятно спустя полтора года, когда Россия аннексировала Крым и фактически часть Донбасса.
Сейчас в Госпогранслужбе предвидят, что попытки возобновить диалог по демаркации границ в Кремле воспримут в штыки. В то же время проводить демаркацию в одностороннем порядке нет смысла — Россия ее не признает. Остается лишь один сценарий — строить "стену" без согласованных границ. Для этого, правда, на всей протяженности спорного кордона украинской стороне придется значительно отступить вглубь страны — на территорию, которую Москва признала украинской.
На первых порах недовольство проектом "Стена" в привычной ультимативной форме Кремль не выражал — звучали лишь прозрачные намеки на то, что украинской власти от этой затеи лучше отказаться. В середине сентября Михаил Дегтярев, заместитель главы комитета Госдумы РФ от партии ЛДПР Владимира Жириновского, заявил, что обратился в Министерство природных ресурсов и экологии России, а также во Всемирный фонд дикой природы с просьбой направить на украинскую границу комиссии по экологическому мониторингу и оценке обустройства границы, инициированные Киевом. "Украинские горе-руководители не думают о своем народе и о своей природе, но мы должны про них подумать. Людей американская пропаганда может разделить, но природу не поделишь. Экологи должны понять, что задумал создать в районе границы премьер-министр Арсений Яценюк, потом оценить возможный вред флоре и фауне и всем миром остановить сумасшедшего", — заявил депутат в характерной для лидера своей партии манере.
Территория пункта пропуска "Новоазовск". Теперь здесь хозяйничают боевики
Спустя неделю заявления стали жестче. В интервью "Новой газете" глава администрации президента России Сергей Иванов сказал: "Строительство "стены", на мой взгляд, сделает невозможным вообще восстановление каких-то отношений".
Опыт сопротивления
Прежде чем предложить концепцию "Стены", украинские пограничники изучали опыт других государств. Несмотря на беспокойство российской власти о флоре и фауне, проекты, подобные украинскому, давно реализованы во многих странах. Заграждения с колючей проволокой разделяют Турцию и Грецию, металлической стеной США отделились от Мексики, Израиль с помощью бетонных стен оградился сразу от двух стран — Палестины и Египта, заграждение из решеток и колючей проволоки возвышается между Марокко и Мелильей (Северная Африка).
Впрочем, не каждый из этих проектов эффективен. К примеру, за 8 лет существования стены Америке так и не удалось решить проблему пересечения мексиканской границы нелегальными мигрантами и наркоторговцами.
Гораздо эффективнее оказался израильский разделительный барьер протяженностью 700 км. Против армии он, как и пока не существующая украинская "стена", бессилен. Однако израильский барьер эффективно сдерживает диверсионные группы. Бетонный забор располагается по периметру границы с Палестиной. За ним — валы из колючей проволоки и электронная стена, покрытая датчиками. Система срабатывает даже при попытке приблизиться к ней — спустя несколько минут за нарушителем прибывают патрули израильской армии.
- Читайте также: Счастье в дом. Как выживали этим летом дети из Снежного
Зона отчуждения с палестинской стороны составляет 60 м — там нельзя находиться. В секторе Газа расстояние еще больше — 100 м. По перешагнувшим эту черту сразу открывают огонь. В местах, где палестинские села находятся слишком близко к границе, располагается восьмиметровая бетонная стена. Как только разделительный барьер был построен, теракты в Израиле почти прекратились.
Поможет ли украинская "стена" защититься от агрессивного соседа, зависит от того, хватит ли у нынешней власти воли не только разработать, но и завершить проект. Ведь северный сосед уже дал понять: малой кровью границу обустроить не получится.
Барьерная среда
Пять примеров разделительных стен на границе между враждующими государствами
Протяженность более 10 кмПериод строительства: февраль 2011-го — декабрь 2012-гоСтоимость 3,1 млн евроПричина строительства: нелегальная миграцияОсобенности: металлический забор с колючей проволокой высотой до 4 м, оснащенный 25 тепловизионными камерами
Протяженность около 1000 кмПериод строительства: 2006–2007Стоимость $2,5 млрдПричина строительства: нелегальная миграция, защита от наркоторговцев и контрабандистовОсобенности: шестиметровый забор из бетона и стали с инфракрасными камерами и датчиками
Протяженность 700 кмПериод строительства, 2003–2013Стоимость более $2 млрдПричина строительства: проникновение палестинских террористовОсобенности: разделительная полоса на 90% состоит из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10% — из бетонной стены (высотой до 8 метров)
Протяженность 230 кмПериод строительства: 2011–2013Стоимость около $420 млнПричина строительства: проникновение беженцев, контрабандистов и боевиковОсобенности: пятиметровый металлический забор с колючей проволокой, оснащенный системами слежения
Протяженность: Марокко-Мелилья — 11 км, Марокко-Суета — 8 кмПериод строительства: 2001–2005Стоимость около 30 млн евроПричина строительства: нелегальная миграцияОсобенности: шестиметровый забор, состоящий из трех барьеров, обнесенных колючей проволокой. Оснащен инфракрасными камерами, датчиками движения