Немецкий политолог Андреас Умланд рассказал Фокусу о том, какие безотлагательные реформы должны быть проведены в Украине, и почему Россию ждут тяжелые потрясения
Какие ваши ожидания от нового парламента и правительства?
Я настроен оптимистично, потому что присутствие гражданских активистов должно изменить режим работы Рады. Ведь раньше там не было в таком количестве активистов, журналистов, а теперь, я надеюсь, они будут сотрудничать, и это качественно изменит работу парламента. Кроме того, мы впервые имеем четкое проевропейское большинство в Раде, то есть в идеологическом плане произошло сильное изменение, исчезла коммунистическая партия. Единственное, печалит, что среди новоизбранных депутатов есть представители СНА, которых я считаю биологическими расистами. Они не очень вписываются в проевропейскую Раду.
Касательно правительства, хотелось бы, чтобы решающие посты заняли эксперты, а не просто представители партий.
Как вы охарактеризуете темп проведения реформ в Украине?
Очень медленный. Со старым парламентом в Украине были сложности, кроме того, война, которая отвлекает от реформ. Люди понимают, что не все так просто и быстро, но сейчас ожидания огромные. Важные реформы должны быть проведены быстро.
С чего начать?
Приоритеты остались прежними: борьба с коррупцией, реформа судебной системы – эти реформы обсуждались год назад, еще с Януковичем у власти. Можно надеяться, что сейчас при новом раскладе в парламенте, будут приняты необходимые законы. Основная проблема Украины – государственный аппарат, который должен быть реформирован. Также взяточничество, непотизм, бюрократия. Вам придется часть госслужащих уволить - сейчас много госслужащих, которые мало зарабатывают, а нужен маленький аппарат людей, которые хорошо работают и зарабатывают. Сейчас все предпосылки для изменений есть. Но это будет трудный процесс, потому что люди пострадают, да и олигархические кланы будут сопротивляться. Ведь многие потеряют свои "кормушки".
Политическая ситуация в Украине сейчас благоприятная, потому что гражданское общество, политики, население - консолидированы, но есть огромная проблема Донбасса, войны, угрозы дальнейшей оккупации и это отвлекает, на проведение реформ не хватает энергии. Частично, в этом и был замысел этих акций Кремля в Донбассе. Ну, и вторая проблема, которая сейчас возникла - к сожалению, инвестиционный климат в стране крайне пострадал. Иностранные инвесторы боятся вкладывать деньги в страну, где идет война, и будущее которой кажется неизвестным. И это, конечно, тоже большой вызов для украинского правительства.
Если Украина будет обновлять законодательство, госаппарат, судебную систему, устранять преграды, которые существовали всегда – бюрократию, коррупцию - ситуацию удастся исправить. Думаю, Запад тоже должен помочь Украине в этом отношении и постараться компенсировать подрыв инвестиционного климата. Скажем, нужна полная ратификация Соглашения об ассоциации всеми странами-членами ЕС, можно внедрить страховочную систему иностранных инвестиций в Украину. Джорж Сорос об этом писал: чтобы инвесторы не боялись вкладывать деньги в украинскую экономику, их вклады должны страховаться от политического риска. Тогда они будут уверены, что в самом худшем случае получат свои деньги обратно.
Курс на Европу
Можно ли говорить о том, что Украина заявила о себе, как о стране, способной жить по европейским правилам, и в чем это выражается?
Она сейчас объявила о себе, как страна, население которой сильно хочет изменений, европеизации. Но переустройство украинского государства еще предстоит сделать, это громадная работа. Нужно признаться, до вступления в Евросоюз еще очень далеко, приближение к этому моменту будет длиться годы и годы. Впрочем, в такой ситуации были центрально- и восточно-европейские страны, они шли к членству по 12-15 лет.
Какой сегодня выглядит Украина в глазах западного мира?
Картина резко изменилась. Люди в Европе сегодня намного больше знают об Украине, чем даже год назад. Для многих в ЕС или США это было просто белое пятно на карте. В Германии сейчас очень много аналитических статей об Украине. Но все-таки Украина остается коррумпированным государством, с огромным госаппаратом. Например, в сфере высшего образования – сотни университетов, многие из которых не имеют права на существование, потому что не являются на самом деле университетами. В медицине и других сферах то же самое. Много чего существует формально, неоправданно и непрофессионально.
Какой, по-вашему, будет дальнейшая роль ЕС в российско-украинском конфликте?
Евросоюз играет ключевую роль. Членство в НАТО пока не на повестке дня для Украины, но подписание Соглашения и частичная его ратификация – это зависит от стран ЕС. Пока что не видно особого вклада Евросоюза, который бы соответствовал драматичности ситуации в Украине. Есть регулярные отношения, есть финансовая помощь, но, тем, не менее, ситуация требует еще большего фокусирования внимания на Украине, и если сегодня критиковать какую-то организацию, то это именно ЕС.
Оцените эффективность международных миссий, которые работают на востоке Украины. Почему уважаемые организации не решаются даже на четкие формулировки касательно происходящего?
Проблема с ОБСЕ в том, что эта организация включает Россию и другие пророссийские страны. Поэтому руководители этой организации в сложной ситуации, они выбирают дипломатические формулировки. Но я бы не стал критиковать их, они действуют в очень трудных обстоятельствах и делают то, что могут.
Смутное время
Ваш прогноз на ближайшее время для украинской экономики.
Следующие два-три года будут сложными, даже если стартуют реформы. Потому что между проведением реформ и эффектом от них есть определенный промежуток времени. Если ситуация с Россией решится каким-то образом, то вполне реален резкий рост экономики, уже реформированного, консолидированного государства.
А что ждет Россию? Чем может закончиться падение цен на нефть и девальвация рубля?
Это авторитарное, коррумпированное государство и сохранение этой системы – смысл российской внутренней и внешней политики. Трудно предсказать, что будет в России, но вот этот относительно благополучный период, характерный для двух сроков Путина и одного – Медведева, он закончился. Дальше экономическая ситуация будет только ухудшаться.
Читайте также: Почему настоящий экономический шок у России еще впереди
Станет ли политика РФ более умеренной в связи с этим или радикализируется - неизвестно. Россию ждет новое смутное время. Сейчас на многих фронтах эта страна теряет позиции: в экономике, международной политике. Отношение к России на Западе за последний месяц, в том числе в Германии, резко изменилось к худшему, Россию сейчас рассматривают, скорее, как источник угрозы.