Военком Краматорска Андрей Василенко: Нужно вводить военное положение в Донбассе
Военком Краматорска Андрей Василенко рассказал Фокусу, как проходит мобилизация в воюющем регионе, как быть с призывниками, отцы которых воюют за "ДНР", и почему в Донецкой области давно пора вводить военное положение
Из-за наступления "ДНР" чаще стали говорить о введении военного положения на территории Донецкой и Луганской областей. Вы считаете этот шаг необходимым?
- Введение военного положения очень важно. Первое – это переход промышленности на военные рельсы. Ремонт техники, ее восстановление, строительство дорог – это новые рабочие места, трудоустройство беженцев, которым не на что жить. В Краматорске порядка 60 тыс. беженцев – это очень много.
Но самый главный вопрос – это эвакуация. При военном положении людей можно эвакуировать, не дожидаясь их согласия. Сейчас много жителей не хочет выезжать из Дебальцево, потому что им некуда ехать. Это серьезная проблема, людей нельзя бросать. Они живут в подвалах, где нет ни света, ни воды.
Что сейчас с выдачей справок для выезда за границу граждан призывного возраста?
- Я знаю об инициативе выдавать такие справки, но пока нет установленного образца, мы ничего выписать не можем. По закону, если человек уезжает больше чем на три месяца, он обязан явиться в военкомат, сняться с учета и стать на учет в другом военкомате. Пока действует только эта норма.
Во время военного положения другое дело – мы ограничиваем въезд и выезд: без разрешения военного комиссариата никто не имеет права покинуть зону ответственности. В мирное время никто не может ограничивать въезд и выезд граждан из-за отсутствия справки из военкомата.
Военкоматы по всей Украине испытывают сложности с мобилизацией. Вам удается набирать людей по требуемым в первую очередь специальностям или приходится призывать всех подряд?
- В первую очередь мы призываем военных из резерва, которые служили в армии и имеют военно-учетную специальность. Но с ними сложно – мы этих людей по 20 лет не вызывали, теперь у них по 2-3 хронических заболевания и для службы в армии они, естественно, не подходят. Исключение – только добровольцы. Мы стараемся прислушиваться к их желаниям. Если кто-то хочет быть связистом, например, стараемся взять его на эту специальность.
Несмотря на то, что Краматорск сейчас под контролем Украины, часть жителей поддерживает "ДНР". Вам не кажется, что такие призывники могут быть опасны для украинской армии?
- Так и есть. Мы с губернатором направили письмо в Минобороны с просьбой, чтобы военные, мобилизованные в Донецкой области, проходили службу в ремонтных подразделениях, частях обеспечения, а не на линии столкновения в зоне АТО. Часто бывает, что отец воюет за "ДНР", а его сын подлежит мобилизации. Направлять таких бойцов на линию огня – не в наших интересах.
С другой стороны, не призывать людей с востока Украины тоже нельзя. Донбасс должен защищать себя сам, а не так как сейчас, когда в нашем городе находятся жители из других областей и обеспечивают нам мир. А наши люди в это время отдыхают и ездят отдыхать за границу, как будто война их не касается.
Что ждет призывников, не явившихся по повесткам?
- Передаем их дела в милицию, 38 таких уже набралось. Двое из них написали официальный отказ от мобилизации. Они пользовались образцами, распространенными в интернете, дескать, не будут выполнять преступные приказы, ссылались на массу статей. Но это все не поможет им избежать уголовной ответственности.
Сколько времени уходит на подготовку бойцов?
- От 20 до 45 дней. Они проходят боевое слаживание, тесты, стрельбы, учатся оказывать первую медицинскую помощь.
Как вы отнеслись к идее отправлять военкомов в зону АТО?
- Идея правильная. Хотя надо признать, что не все военкомы успели повоевать. Двое из Тернопольской области сражались на передовой. Но большая часть работала в военкоматах, на административных должностях и в частях обеспечения.
Насколько сейчас обеспечены военные?
- У большинства солдат форма нового образца. Но тендеры на закупку всего необходимого проводятся по законам мирного времени, а не военного. И длится эта процедура по 3 месяца. Это очень долго. К примеру, Харьковский бронетанковый завод им.Малышева готов выпускать больше оснащения. Но он еще не выиграл тендер. И пока выиграет, неизвестно сколько людей погибнет. А мы занимаемся бумажной волокитой. Это неправильно.
По вашим ощущениям, поддержка "ДНР" снизилась с тех пор, как Украина восстановила контроль над Краматорском?
- Снизилась сразу после того, как "ДНР" ушла. Люди успели почувствовать, что значит жить под властью террористов, которые приходили и отбирали квартиры. Если человек сопротивлялся, ему простреливали ногу, и он сразу все отдавал. Отнимали бизнес, бросали в подвалы, и люди в итоге подписывали все документы. Кроме этого, месяц-полтора многие жили без воды. В многоэтажках это особенно тяжело. В отдельных районах подолгу не было света.
Чем вы занимались, когда Краматорск был под властью "ДНР"?
- Мы успели вывезти документы из военкомата и всю базу данных. Благодаря этому, через три дня после освобождения начали работать в нормальном режиме. У нас ничего не пропало. Кроме того, я участвовал в выведении колонны техники за пределы Донецкой области. Люди тогда перекрывали дороги – не хотели, чтобы эта техника воевала. Мы были без бронежилетов в сопровождении оравы вооруженных людей, состоящей не из нашего населения.
Бывший командующий ВДВ Александр Швец тогда совершил героический поступок. У нас была договоренность, что он выезжает в Славянск, и как только колонна техники пересекает границу Донецкой области, его отпускают. Он знал, что сядет в подвал, но все равно приехал и спас людей и технику.
Что лично вас мотивирует оставаться на украинской стороне?
- Я и мои дети хотим жить в европейской стране, а не варварской. Посмотрите на историю России: эта страна постоянно воюет. Даже после развала СССР – то в Приднестровье, то в Грузии. Пусть мои дети и внуки лучше живут в цивилизованном обществе, где не стреляют, не грабят, не оскорбляют и не продают.
Вас не посещала мысль переехать в более спокойный регион Украины?
- Как я брошу свой город? Здесь живет мой пожилой отец, тесть и теща. К тому же, я военный, и я нужен здесь. Уеду только если прикажут служить в другом месте.