Директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко рассказал Фокусу о том, как изменилось общество за год после выборов
Как меняются украинцы. Мы находимся в стадии формирования политически единой украинской нации. Если еще два года назад говорили о расколотой нации, расколотой стране, то сейчас это абсолютно не соответствует действительности. Происходит стирание отличий между востоком и западом. Но процесс еще идет.
кто он
Директор социологической службы Центра Разумкова
почему он
Знает, как меняется общественное мнение в Украине
Основные изменения связаны с переходом общества от постсоветской ментальности к украинской. Например, был сломан невероятно мощный стереотип о НАТО как о вселенском зле. Ведь даже многие проевропейски настроенные украинцы выступали против вхождения Украины в Альянс. Сейчас же относительное большинство граждан поддерживают вступление в НАТО. Если раньше отношение к этой организации определялось абсолютно мистическим чувством, то теперь мы делаем осознанный выбор.
"Украинцы — краткосрочные пессимисты и долгосрочные
оптимисты"
Изначально неожиданностью стали мощь и стремительность изменений. Я не подозревал, что они будут настолько глобальными. Было много носителей постсоветской ментальности, что, конечно же, отражалось на темпе перемен. Но появились ускорители — сжатие социально-общественной пружины Януковичем, когда все туже затягивались гайки, все больше ограничивалась свобода, как формально, так и неформально. И вот когда пружина распрямилась, все процессы ускорились. Огромную роль в этом сыграла агрессия России.
Чего ждет население от власти. Люди до сих пор ожидают от власти примерно того же, чего хотели после Майдана. В первую очередь борьбы с коррупцией, самой настоящей, возможно, даже жестокой. Само слово "реформы" за год набило оскомину. Оно становится все менее популярным. Однако украинцы по-прежнему ждут системных изменений в стране. Только вот уровень доверия к власти и веры в то, что она будет действовать эффективно, снизился. Накопилось определенное разочарование. 23,3% респондентов, опрошенных нами в марте 2015 года, заявили, что не готовы терпеть временное снижение уровня жизни ради осуществления реформ, поскольку не верят в их успех. И только 12,7% украинцев согласны мириться с ухудшением материального положения столько, сколько необходимо.
И все же я бы не сказал, что доверие к власти упало критично. Да, цифры неприятные. Но дело в том, что за все время независимости Украины было мало периодов, когда бы власть пользовалась высоким уровнем доверия. Фактически такие периоды, длящиеся не больше года, бывали после выборов каждого нового президента. И 100 дней новой власти, кстати, отмечают не зря. В первые 3–4 месяца общество готово поддержать даже самые непопулярные решения, поскольку проблемы связывает с предшественниками. Первыми эту особенность заметили американские социологи. Но характерна она для многих стран и для Украины в том числе. Каждому новому президенту люди выдавали некий кредит доверия, который потом не реализовывался. Сейчас та же ситуация. Многие говорят, что украинцы всегда всем недовольны. Это неправда. Общество как раз объективно оценивает власть, и не только сейчас. Так было и раньше. Как только власть начнет действовать в интересах общества, доверие появится само собой.
40%
украинцев поддерживают президента, и столько же не поддерживают
56,7%
украинцев не поддерживают премьер-министра
Но что важнее, произошла перемена в самих украинцах. Все больше людей готовы брать ответственность на себя и действовать самостоятельно, без оглядки на государство. Самым ярким воплощением этой тенденции стало восстановление армии силами добровольцев и волонтеров. Во многих сферах люди все меньше рассчитывают на власть и делают что-то сами. Я бы не сказал, что это дистанцирование. Просто на этом этапе прогрессивность и уровень развития общества опережает прогрессивность и развитие государственного аппарата. И, скорее всего, общество подтянет уровень государственного управления к своим намного возросшим и осознанным потребностям.
По результатам нашего исследования, проведенного в марте, правительство не поддерживают 56,8% респондентов, премьер-министра — 56,7%. В последние годы ответственность за развитие экономической ситуации, причем как за ее плюсы, так и за минусы, украинцы привычно возлагают на премьера. При этом самым болезненным ударом по населению стало падение гривны. И больше всего негатива в результате девальвации национальной валюты попало не только в копилку главы НБУ, которая и должна непосредственно отвечать за состояние национальной валюты, но и правительства.
Президент сегодня пользуется средним уровнем поддержки для среднего президента Украины. Это еще не пик недовольства. Уровень доверия и недоверия совпадают. Около 40% украинцев поддерживают нынешнего президента и столько же не поддерживают. Это хуже, чем год назад. Но от хорошей ситуации мы пришли к ситуации обычной.
Главная претензия к главе государства, как и ко всей власти, — отсутствие результатов работы. Причина падения доверия не в том, что власть что-то сделала не так, а в отсутствии действий, которые привели бы к видимым результатам.
Три самые болезненные для украинцев проблемы – конфликт на востоке, плохая экономическая ситуация и коррупция. Прогресс в решении любой из этих проблем увеличил бы уровень поддержки. Но победа в конфликте с Россией вряд ли возможна с военной точки зрения. Улучшения в экономике объективно не наступят слишком быстро. Остается борьба с коррупцией. И люди хотят видеть реальные успехи в этом направлении.
О войне глазами украинцев. Большинство украинцев считают, что это захватническая война России против Украины, а "ДНР" и "ЛНР" — террористические организации. По данным наших опросов, 32,8% респондентов хотят продолжения АТО до полного восстановления контроля Украины над оккупированными территориями. Еще 30,6% согласны с тем, чтобы этим территориям предоставили особый статус в составе Украины. 17,9 % опрошенных выступают за отделение Донбасса.
"Произошла перемена в самих украинцах. Все больше людей готовы брать ответственность на себя и действовать самостоятельно,
без оглядки на государство"
Создается впечатление, что общественное мнение о путях разрешения конфликта весьма размыто. Нет четкого видения, что делать. Мира хотят разного и отделения Донбасса желают по разным причинам. Есть люди, которые готовы отгородиться от него колючей проволокой, лишь бы он не мешал жить. Другие, наоборот, хотят его отделения для того, чтобы Донбасс стал независимым. Кто-то хочет продолжения боевых действий, потому что важна победа. Другие бы и согласились отдать Донбасс, но они думают, что такая уступка России приведет только к расширению зоны военных действий. Люди не понимают, какой путь правильный, что может привести к успеху, поскольку слишком много неопределенностей. Будущее видится весьма туманным. И это плохо.
Об общественных настроениях. Мы краткосрочные пессимисты и долгосрочные оптимисты. На наш вопрос, способна ли Украина преодолеть существующие проблемы и трудности, 42,7% респондентов ответили, что может, но в более отдаленной перспективе.