Разделы
Материалы

Сбитый Boeing 777: год спустя. Как расследуют авиакатастрофу в небе над Донбассом

Ирина Гамалий
Фото: Сергей Окомельчук

Василий Вовк, бывший начальник следственного управления СБУ и сопредседатель международной следственной группы, рассказал Фокусу, насколько продвинулось расследование за год и реально ли наказать виновных

17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит Boeing 777 авиалиний Malaysia Airlines. Погибли 298 человек − все, кто находился на борту авиалайнера. Самолет упал на подконтрольную боевикам территорию, поэтому поиски останков погибших и обломков самолета затянулись на девять месяцев. Результаты технического расследования этого преступления будут обнародованы в октябре 2015 года. Для наказания виновных предлагают созвать международный трибунал. Правда, возможность его создания под эгидой ООН вызывает сомнения.

О международной следственной группе

Как развивались события сразу после крушения Boeing 777 в Донбассе?

− Катастрофа случилась 17 июля в 16 часов 20 минут. В 20 часов 7 минут Главное следственное управление СБУ зарегистрировало уголовное производство по статье "Террористический акт, который привел к гибели людей". Тогда уже были данные о том, что он был сбит поражающим элементом класса земля-воздух, но масштабов трагедии еще никто не понимал. Когда стало известно, что упал пассажирский самолет, на борту которого были граждане двенадцати стран, в шоке были все. Даже террористы. Они ожидали найти в поле нашего парашютиста, а увидели 298 трупов. Мы узнали об этом позже, расшифровав их телефонные разговоры. Была создана следственная группа. Начались встречи, заседания Кабинета министров, были подписаны распоряжения президента и главы СБУ, подключилось Министерство иностранных дел. Все двенадцать стран, подданные которых погибли в катастрофе, тоже зарегистрировали уголовные производства.

7 августа под эгидой Генеральной прокуратуры была создана международная следственная группа, я был назначен ее процессуальным руководителем. В тот же день в Гааге был подписан договор о деятельности группы.

Какие страны вошли в международную следственную группу?

− Украина (в нашем небе произошла катастрофа), Голландия (среди погибших больше всего голландцев), Австралия и Бельгия. Малайзия поначалу не принимала активное участие в расследовании, но в декабре присоединилась к группе. Главный офис был в Киеве, на базе Генеральной прокуратуры. Там работают до двадцати следователей, оперативных работников. Работа организована посменно: эксперты приезжают в Украину на два-три месяца. Примерно раз в два месяца проводится общая встреча, где подводятся итоги и планируются дальнейшие шаги. Всего было проведено пять таких встреч, последняя − в апреле.

"Свидетелей на оккупированных территориях, которые не хотели давать показания украинским следователям, допрашивали следователи из Голландии или Австралии, иногда под вымышленными именами"

Расскажите о работе следственной группы.

- Катастрофа случилась на неподконтрольной Украине территории, поэтому на место происшествия попасть было невозможно. Мы изучали его при помощи спутниковых снимков. Мониторили интернет: искали снимки, видео. Кто-то случайно снял что-то на видеорегистратор и выложил в сеть. Например, видеоролик, на котором видно, как движется колонна с "Буком", который есть в Youtube. Изучали социальные сети. Бельгийцы предоставили нам аппаратуру, которая позволяет быстро анализировать интернет-страницы. Расшифровывали телефонные разговоры, которые велись на месте катастрофы до, во время и после нее. Сначала иностранные партнеры относились к нам с недоверием, но потом мы сработались. У нас больше опыта в проведении осмотров, экспертиз останков, организации расследования − в Украине чаще, чем в Европе, падают самолеты.

Как вы общались со свидетелями, которые живут на оккупированных территориях?

Мы записали видеоролик, обнародовали его в том числе на сайте СБУ. Обратились к людям, которые что-то видели, но не хотят давать показания украинским следователям. По указанному телефону они могли обращаться в киевский офис следственной группы. Их допрашивали следователи из Голландии или Австралии, иногда под вымышленными именами.

О проведении технического расследования

Кому и когда удалось попасть на место катастрофы?

− На место авиакатастрофы в Украине первыми должны выезжать представители Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и катастроф. Им не дали доступа к месту катастрофы и не дают до сих пор. В первые дни наблюдателям ОБСЕ удалось попасть на определенный участок территории. Но они не были уверены в своей безопасности, поэтому не стали идти дальше. Потом начались сложные переговоры с террористами, в которых участвовали представители ОБСЕ, ООН, Красного креста. Боевики не хотели отдавать тела погибших, говорили: мы сами будем проводить экспертизу. Ситуация осложнялась тем, что террористы воюют не только с украинцами, но и между собой. Договариваться нужно было со всеми.

Василий Вовк: С подозреваемыми нужно определиться до заседания Генеральной ассамблеи ООН, которое будет проходить осенью. Если в деле не будет подозреваемых, Украина будет выглядеть потенциальной виновницей в этом преступлении, потому что трагедия случилась в нашем небе

Когда удалось приступить к поисковой операции?

− Международная группа экспертов начала работу по изъятию останков тел и остатков самолета только в августе. В Голландию было отправлено несколько самолетов с телами погибших. Часть трупов собрали боевики. Эти тела хранились в одной их больниц Донецка, затем их отправили в Торез, из Тореза − в Харьков. В Харькове на танкостроительном заводе имени Малышева были организованы передвижные лаборатории. Останки проверяли на наличие взрывчатых веществ, грузили в контейнеры и отправляли в Голландию для проведения идентификации. Украинские эксперты тоже участвовали в этой работе. Часть тел удалось забрать малайзийцам: они самостоятельно договаривались об этом с боевиками. Какое-то время малайзийцы хранили тела на территории своего посольства. В мае была проведена последняя экспедиция, участники которой вывезли 4 тысячи фрагментов тел: мелкие останки, ногти, волосы. ДНК-экспертизе подлежат только 2700 из них. Возможно, среди этих останков найдутся те, которые принадлежат двум еще не идентифицированным погибшим.

Помимо идентификации тел, что еще занимается техническая экспертиза?

− Изучением остатков самолета, сбором предметов, принадлежащих погибшим: заколок, сережек, частей телефонов, игрушек. На территории одной из голландских военных баз в ангаре оборудовали помещение для реконструкции авиалайнера, макетирования его из найденных остатков. Уже собрано около 35% самолета. К счастью, более и менее уцелела передняя часть, куда он был поражен. Средняя часть взорвалась − там были топливные баки. Сохранилось несколько элементов крыльев. Реконструкция поможет установить, каким образом произошла катастрофа и чем конкретно было поражено воздушное судно. Техническое расследование проводит Национальное бюро безопасности Голландии, оно ведется независимо от криминального, которым занимается наша следственная группа.

О проведении криминального расследования

На каком этапе криминальное расследование? Что вам удалось выяснить за этот год?

− Мы вышли на конкретных людей, которые могут быть потенциальными соучастниками: это лица, которые заказывали установку "Бук", сопровождали ее до границы, охраняли, вывозили назад, нанимали машину, чтобы отвезти от границы. Сложно будет доказать вину тех, кто непосредственно стрелял и организовывал доставку установки в Украину. Такой комплекс не мог покинуть территорию России без ведома, например, министра обороны.

"У нас больше опыта в проведении осмотров, экспертиз останков, организации расследования − в Украине чаще, чем в Европе падают самолеты"

Сейчас основная версия состоит в том, что самолет был сбит с земли, с подконтрольной террористам территории ракетой класса земля-воздух из установки "Бук", которая была завезена из России российским экипажем. Чтобы она подтвердилась, нужно ждать окончания технического расследования, которое планируют завершить в октябре 2015 года. Если его результаты подтвердят, что самолет был поражен ракетой класса земля-воздух, мы сможем назвать подозреваемых в соучастии, среди которых как украинские боевики, так и граждане России.

Важный момент: с лицами, которых можно зафиксировать хотя бы как подозреваемых в пособничестве, нужно определиться до заседания Генеральной ассамблеи ООН, которое будет проходить осенью. На заседании будет обсуждаться вопрос катастрофы Boeing. Если в деле не будет подозреваемых, Украина может выглядеть потенциальной виновницей в этом преступлении, потому что трагедия случилась в нашем небе. Если мы выдвинем подозрение, например, гражданину РФ Игорю Гиркину, мы сможем выдвинуть претензии России.

Вы уже не возглавляете следственную группу. Почему вас уволили и кто теперь занимает эту должность?

− Меня сняли с должности начальника Главного следственного управления СБУ указом президента от 19 июня, поэтому я не больше не возглавляю следственную группу. Назначен новый начальник следственного управления, но он пока вопросом крушения Boeing не занимается. Непосредственным проведением следственных действий, экспертиз занимаются следователи. Проведение этой работы возможно без руководителя.

Украина и страны, граждане которых пострадали в авиакатастрофе, попросили Совет безопасности ООН создать Международный трибунал для привлечения к ответственности лиц, причастных к трагедии. По вашему мнению, трибунал будет создан?

− Необходимость в создании трибунала есть: Украина сама не осилит такой судебный процесс. Даже если Россия заблокирует его создание под эгидой ООН, его можно создать под эгидой другого органа. В Москве идею создания трибунала считают несвоевременной и контрпродуктивной, потому что нет результатов расследования. Отчасти я с этим согласен. Почему его нужно создавать именно сейчас? Может быть, проверяют, забрасывают, смотрят на реакцию России.

Украину часто обвиняют в том, что она не закрыла воздушное пространство над территорией, где проходил вооруженный конфликт. Справедливы ли эти обвинения?

− На этот вопрос я бы ответил так: вы можете предусмотреть, когда и куда ударит шаровая молния? Самолеты украинских ВВС уже сбивали на этой территории. Поэтому, чтобы безопасно перевозить грузы, высоту полета поднимали трижды: до 6, 9 и 10 км. На такой высоте террористы с тем оружием, которое было у них, не могли попасть в цель. Они просили ракетно-зенитный комплекс. "Дайте нам "Бук!" "Запускай, птичка летит!" − слышали мы в расшифрованных разговорах. Boeing был сбит на высоте 10 100 метров.

"Высоту полета поднимали трижды: до 6, 9 и 10 км. На такой высоте террористы с тем оружием, которое было у них, не могли попасть в цель. Они просили ракетно-зенитный комплекс"

Будут ли наказаны виновные в этом преступлении?

− Это дело получило огромный международный резонанс: в авиакатастрофе пострадали граждане Голландии, Великобритании, Германии, Австралии... Этого так просто не забудут. В Голландии общество бурлит, требует наказать виновных. Думаю, что шансы есть. С другой стороны, смогут ли привлечь к ответственности Владимира Путина...

Когда преступление может быть раскрыто?

− В 1988 году авиалайнер Boeing 747-12, который летел из Лондона в Нью-Йорк, взорвался над Шотландией. В авиакатастрофе погибло 270 человек. Расследование этого преступления длилось 22 года. Его раскрыли только после того, как Муаммар Каддафи выдал человека, который заложил взрывчатку в самолет. Я не говорю, что нам нужно ждать десятки лет, но на быстрый результат тоже не стоит рассчитывать.

В катастрофе Боинга-777 погибла 25-летняя Фатима Дочински. Мобильный телефон девушки продолжал работать после падения самолета. Его обнаружил и забрал местный житель, который на время активных боевых действий переселился в Житомирскую область. Первые месяцы после катастрофы родители погибшей надеялись, что их дочь жива. В том, что это невозможно, они убедились, приехав из Австралии и увидев место крушения авиалайнера.

(Из материалов предварительного расследования)