Как это было: версия командира добровольческого батальона и советника начальника Генштаба ВСУ
В конце августа 2014-го на территорию Украины вторглись войска регулярной российской армии. В ходе ожесточенных боев украинские военные были окружены под Иловайском и понесли значительные потери. По данным главного военного прокурора Анатолия Матиоса, в котле погибли 366 украинских воинов, 429 получили ранения, 128 бойцов попали в плен, а 158 считаются пропавшими без вести. В свою очередь командир полка "Азов", народный депутат Андрей Билецкий говорил, что погибли более тысячи человек. Примерно такую же цифру называет и глава Временной следственной комиссии по расследованию Иловайской трагедии Андрей Сенченко. Спустя год после трагических событий дело до сих пор не передано в суд.
Трагедия под Иловайском — это стечение обстоятельств
советник начальника генерального штаба ВСУ
Какие цели преследовало военное командование при взятии Иловайска?
— Это была часть операции по взятию стратегически важного города Ясиноватая, чтобы окружить Донецк. Иловайск не был в планах штаба АТО. Ясиноватая была взята и передана Нацгвардии, но уже через день бойцы покинули город. Тогда руководство Нацгвардии и МВД выступило с инициативой по Иловайску — ВСУ заблокируют город по периметру, а Нацгвардия зачистит Иловайск. Так как это была не стратегическая операция, то в штабе АТО им дали на это добро. Частично этой операцией также занимался руководитель сектора "Б" генерал Руслан Хомчак.
По словам командира батальона "Шахтерск" Андрея Филоненко, накануне боев за Иловайск была встреча тогдашнего заместителя губернатора Днепропетровска Игоря Коломойского Геннадия Корбана с руководителями добробатов, там же присутствовал и генерал Руслан Хомчак.
— В Генштабе ВСУ об этой встрече знают из СМИ. Ни начальник Генштаба Виктор Муженко, ни его заместители участия во встрече не принимали. В какой роли на ней был Хомчак, я не могу сказать.
Какое соотношение сил было у наших войск и противника в боях под Иловайском?
— Наших военных на момент окружения было 1200-1300. Количество боевиков мне неизвестно, они имели возможность маневрировать и постоянно подвозить новые силы. Зашли 4 батальонно-тактические группы россиян в направлении Мариуполя и 4 в направлении Луганска. Из них 2000 российских солдат окружили Иловайск.
На самом деле Иловайск на тот момент не был ключевой проблемой. В два раза больше был котел под луганским аэропортом, где были окружены исключительно бойцы ВСУ и "Айдара". И этот котел был опаснее, потому что за Луганском открывалась дорога на Харьков и Киев и не было никаких резервов для сдерживания россиян. Но бойцы ВСУ прорвались из окружения, двинулись на север и заняли оборону в направлении Харькова. А под Иловайском была опасность дальнейшего окружения Мариуполя.
Почему тогда россияне не двинулись дальше, на Мариуполь?
— Они не успели закрыть котел. К этому моменту мы сформировали двухтысячный резерв под Мариуполем и пошли на огневой контакт с россиянами.
"Котел под луганским аэропортом был опаснее, потому что открывалась дорога на Харьков и Киев, и не было никаких резервов для сдерживания россиян"
Кто договаривался о "зеленом коридоре" для окруженных украинских военных?
— 25 августа Иловайск был окончательно окружен россиянами, 28-го поступило предложение от Путина о гуманитарном коридоре. Дальше договаривались Генштабы: россияне получали Иловайск без штурма, а мы наши войска целыми.
Была договоренность о двух колоннах, которые будут выходить с оружием, техникой по установленному маршруту. Но в 23:00 того же дня и. о. руководителя российского Генштаба генерал Богдановский вышел на наше руководство и сказал, что условия в одностороннем порядке меняются, и предложил выходить без оружия под их честное слово. Россияне получили отказ, а украинским войскам рекомендовали прорываться. Из Иловайска они должны были выходить небольшими подразделениями по множеству направлений в сторону от гуманитарного коридора, чтобы уменьшить количество потерь.
Но они не пошли на прорыв. Когда 30 августа в 5:30 утра с ними связались и спросили, почему не было прорыва, они сказали, что не удалось собрать все батальоны и согласовать действия. К тому же к ним прибыли россияне и предложили выход из котла по гуманитарному коридору с оружием "в чехлах". Муженко проинформировал Хомчака, что гарантий на высшем уровне нет. Однако наши бойцы, попавшие в окружение, взяли на себя ответственность. К сожалению, этот риск себя не оправдал.
Когда начался расстрел колонны, Генштаб поднял штурмовики Су-25. Один из самолетов был сбит, но они сообщили приблизительные координаты российской артиллерии, по которым отработала украинская артиллерия, нанеся россиянам значительный урон. Кроме того, был чрезвычайно жесткий разговор между украинским и российским штабами, где мы объясняли, что они совершают военное преступление. В конце концов и. о. начальника российского Генерального штаба генерал Богдановский сорвался и сказал, что он не принимал решение о расстреле. Учитывая, что начальник Генштаба РФ Герасимов в тот момент находился, кажется, в Китае, то решение о расстреле украинских солдат принимал верховный главнокомандующий российских войск.
Какие потери понесла украинская армия под Иловайском?
— Одну колонну окружили и взяли в плен, а вторую колонну расстреляли. Эта территория не под нашим контролем, поэтому мы не можем подсчитать потери. Точные данные по потерям ВСУ — 126 погибших. Еще 92 числятся пропавшими без вести. Все остальные данные по потерям имеются у главного военного прокурора.
В выводах Временной следственной комиссии Верховной Рады говорится, что причиной Иловайской трагедии было отсутствие своевременной реакции Муженко и Гелетея на разведданные.
— Информация о том, что российские войска перешли границу, поступила 24 августа от полковника Ромигайло начальнику Генштаба Муженко во второй половине дня. 25 августа начали приходить более проверенные данные, а уже 26 числа мы взяли в плен 10 российских военных и смогли публично доказать, что войска РФ перешли границу Украины.
"Решение о расстреле украинских солдат принимал верховный главнокомандующий российских войск"
Кто командовал операцией под Иловайском и отдавал приказ штурмовать город?
— Со стороны ВСУ был руководитель сектора "Б" генерал Хомчак, со стороны милицейских подразделений — заместитель министра внутренних дел Яровой. Добровольческие батальоны не подчинялись ни штабу АТО, ни ВСУ. Хомчак утверждал, что он специально там находился для координации этих подразделений.
На все остальные вопросы должна ответить Генпрокуратура: кто отдавал приказы, в какой структуре, какая цепочка этих приказов, о чем говорили на секретных встречах у Корбана?
Военный прокурор обвиняет батальон "Прикарпатье" в трагедии под Иловайском. Они действительно виноваты?
— Их отступление было одной из причин окружения.
Кто еще виноват в Иловайской трагедии?
— ВСУ не имеют права определять виновных. Ситуация под Иловайском — это стечение обстоятельств: отступление подразделений, которые оголили линию фронта; вторжение российских войск; решение об отступлении из Иловайска под гарантии россиян; боя, во время которого мы не имели связи с Хомчаком. От офицеров, находившихся на тот момент в штабе АТО, я слышал, что Муженко рвал и метал, потому что генерал не может оставлять свои войска. Насколько мне известно, с тех пор Хомчак больше не командовал никакими подразделениями в зоне АТО. Но кто виноват в ситуации под Иловайском, должны решать следственные органы.
Приказ штурмовать Иловайск был
народный депутат, бывший командир батальона "Донбасс"
Иловайск имел стратегическое значение?
— Город лежал на пути удара украинских войск, и мы пытались отсечь Донецк от остальной группировки боевиков. К тому же это узловой город, через который проходили важные железнодорожные пути.
Какое вооружение было у батальона "Донбасс" и у противника?
— У противника были "Грады", "Ураганы", танки, минометы и бронетехника. Наш батальон был укомплектован, как подразделения Нацгвардии: стрелковым оружием, двумя зенитными орудиями, противотанковыми средствами, также нам передали роту бронетехники. В Многополье располагались бойцы ВСУ и поддерживали нас артиллерией и минометами.
"Донбасс" напрямую сталкивался с российскими войсками?
— Да, на выходе из Иловайска их окружили под Краснопольем. Состоялся бой с подразделениями российской армии: 331-й Костровской полк ВДВ, 98-я Ивановская дивизия ВДВ, 19-я отдельная мотострелковая бригада Владикавказа, 8-я отдельная мотострелковая бригада Борзого, 31-я Ульяновская и 56-я Камышинская отдельные десантно-штурмовые бригады вооруженных сил Российской Федерации.
К сожалению, началась хаотичная сдача в плен, хотя не были еще исчерпаны возможности для борьбы. Значительную роль, конечно, сыграл психологический фактор.
Кто виноват в Иловайской трагедии?
— Реально избежать трагедии могла своевременная реакция тогдашнего министра обороны Валерия Гелетея, а также руководителя АТО, начальника Генштаба Муженко на информацию о вторжении российских войск 23–24 августа. Но это могло помешать проведению парада в Киеве и праздничным настроениям министра и начальника Генштаба накануне награждения очередной генеральской звездой. Других логичных объяснений нет.
Обвинять в поражении батальон "Прикарпатье" неправильно. У них было мало сил, и их уход особо ничего не решал. Виноват также тогдашний начальник штаба АТО Назаров.
Ответственность несет и президент Украины Петр Порошенко, так как он не снял виновных в Иловайской трагедии с должностей и сейчас делает все, чтобы суд по Иловайску не состоялся.
Все эти люди виноваты в том, что не реагировали на данные разведки, не вводили дополнительные части, послали отбивать город подразделения территориальной обороны, например, 40-й батальон "Кривбасс", который по уставу не должен был выходить за границу Днепропетровской области. Когда стало известно о вторжении российских войск, наше командование сначала не ввело подкрепление, а потом своевременно не вывело войска из-под Иловайска.
"Обвинять в поражении батальон "Прикарпатье" неправильно. У них было мало сил, и их уход особо ничего не решал"
При выходе из котла была какая-то стратегия?
— Генерал Хомчак дал команду идти на выход с оружием. Потом ему сообщили (российские генералы. — Фокус), что с оружием никого не выпустят. Он отказался сложить оружие, и украинские войска попытались выйти несколькими колоннами. При прорыве от них оторвался командир, военные остались без руководства и их накрыли, что привело к потере управляемости, хаотичному сражению и сдаче в плен большого количества военнослужащих. Также непонятно, почему не было разведки. Не увидеть российские танки сложно.
У наших войск был шанс устоять против российских?
— Шанс был бы, если бы мы взяли город сразу. Мы бы зачистили территорию и закрепились в Иловайске. 4 российские батальонно-тактические группы — это не непобедимое войско Чингисхана.
Чего ожидать от суда по делу об Иловайской трагедии?
— Суд будут затягивать всеми силами, менять адвокатов, проводить бесконечные отводы состава суда. Со своей стороны мы будем пытаться препятствовать затягиванию времени, станем подавать соответствующие ходатайства. Кроме того, я ожидаю наплыва актеров, которые в разных СМИ будут рассказывать о плохих добровольцах и гениальных полководцах.
Главный военный прокурор не говорил, кого они будут обвинять в суде?
— Думаю, это будет генерал Назаров, поскольку его фамилия фигурирует в деле о катастрофе Ил-76. Также, скорее всего, будет фигурировать начгенштаба России Герасимов, которого обвиняют по статье "развязывание агрессивной войны". В сентябре прошлого года Верховная Рада приняла закон про амнистию, он пока не подписан президентом. Там указано, что статья "развязывание агрессивной войны" попадает под амнистию, поэтому, возможно, и Герасимов под нее попадет. Скорее всего, будут обвинять кого-то из батальона "Прикарпатье".
Гелетей, Муженко?
— Я думаю, что нет. Но мы будем этого требовать. И это будет либо сейчас, либо после смены генерального прокурора. Возможно, и после досрочных парламентских или президентских выборов.
Вы заявляли, что будете привлекать зарубежных адвокатов. На чем собираетесь строить свою линию аргументов?
— Будем использовать и свидетелей, и выводы Временной следственной комиссии при ВР. Используем документы, например, приказы: Муженко утверждает, что не давал приказ штурмовать Иловайск, хотя эти приказы были. Все материалы, подтверждающие нашу позицию, в деле есть. Главное — довести дело до публичного суда.