Вопрос цены. США могут заставить Путина отказаться от замораживания войны в Донбассе
Исследователь по вопросам обороны и международной политики Cato Institute Бред Степлтон анализирует возможные варианты развития событий в Украине
Почти семь месяцев назад лидеры Украины, России, Германии и Франции подписали договор о прекращении огня на востоке Украины. И хотя спорадические обстрелы не прекратились, именно благодаря минским соглашениям удалось получить передышку после напряженных боевых действий, которые длились почти весь 2014 год.
К сожалению, предполагать, что конфликт сводится на нет, еще рано. Доказательство тому — ярость, с которой митингующие ответили на голосование Верховной Рады за законопроект о децентрализации. Тем не менее у США есть возможность вынудить Украину и Россию урегулировать вопрос.
Если конфликт не решится, возможны два не самых привлекательных сценария. Один из них — возобновление активных боевых действий. Второй вариант — замороженный конфликт с нечастыми перестрелками и тихой нелюбовью к Донбассу.
На первый взгляд, худой мир лучше доброй войны. История знает случаи, когда замороженный конфликт не мешал государству развиваться. Тайвань, который до сих пор отделяется от Китая, и две Кореи, технически соблюдающие перемирие в войне, — известные тому примеры.
Как бы ни хотелось это признавать, но потенциальный замороженный конфликт по-украински вряд ли будет похож на вышеупомянутые восточные варианты. Прогресс, которого достигли Китай, Тайвань и Южная Корея, стал возможен только благодаря стабильности, которая воцарилась в этих странах благодаря предоставленным США гарантиям безопасности для этих государств. В условиях текущего кризиса Соединенные Штаты вряд ли смогут взять на себя подобные обязательства по отношению к Украине.
Скорее всего, замороженный украинский конфликт будет напоминать те, что уже существуют в Грузии и Молдове. Из-за сепаратистских настроев и неофициального присутствия российских войск в Абхазии и Южной Осетии эти государства дискредитированы, и вряд ли они в ближайшее время смогут присоединиться к Евросоюзу или любому другому западному политическому институту. Более того, организованная преступность, поддерживаемая Россией на сепаратистских территориях, продолжает препятствовать политическому и экономическому развитию стран.
Замороженный украинский конфликт будет напоминать ситуацию в Грузии и Молдове
Развитие Украины значительным образом зависит от того, сохранится ее целостность или нет (мы не говорим сейчас о Крыме). Выполнение оговоренных во вторых минских соглашениях обязательств поможет урегулировать политическую проблему. Однако нежелание выполнять предписанное наблюдается с обеих сторон.
Бурные протесты 31 августа показали, что украинские националисты крайне негативно относятся к расширению полномочий местных властей на территории Донецкой и Луганской областей. В то же время повстанческие лидеры не хотят расставаться с властью и теми полномочиями, которые они захватили. Предполагается, что Кремль может воспользоваться ситуацией и значительно ослабить Украину, поощрив замороженный конфликт, — точно так же, как это было сделано в Грузии и Молдове.
Учитывая все это, Соединенным Штатам следовало бы делать более решительные шаги, чем просто стимулировать стороны конфликта к диалогу, ведь рычаги для этого у Вашингтона имеются: Международный валютный фонд уже предложил Украине кредитный пакет на сумму около $17,5 млрд, львиная доля которого уйдет на реструктуризацию долга и проведение экономических реформ. Кроме того, и США, и Евросоюз выделили Украине по $2 млрд кредитных средств.
Тем не менее, по оценкам экспертов МВФ, в течение следующих четырех лет Украине понадобится еще $40 млрд. Поэтому администрация президента США Барака Обамы должна четко пояснить Киеву (и призвать к этому европейских союзников), что от выполнения вторых минских соглашений будет зависеть любая дополнительная финпомощь.
США сложно повлиять на мятежников. На Россию — легче, к ней можно применить всеобъемлющий набор экономических санкций. До этого момента санкции рассматривались как дипломатический инструмент принуждения. Их неэффективность объясняется тем, что Вашингтон особо не бил по больным для Владимира Путина местам — одно из них, кстати, возвращение Крыма в состав Украины.
Администрация Обамы не должна допустить повторения крымских событий в Донбассе. Поскольку российская экономика находится в тяжелом положении, предполагаемая отмена санкций — заманчивая перспектива для РФ. Ее можно использовать, чтобы вынудить Путина к сотрудничеству по украинскому вопросу.
Алгоритм прост: Киев принимает все необходимые законы, предоставляет больше автономии Донецкой и Луганской областям, США предлагает Москве ослабление санкций, Белокаменная взамен выводит свои войска из Донбасса. Для Путина это будет совсем не унизительно, ведь он отрицает свое участие в конфликте. Кроме того, Кремль должен принудить сепаратистов сложить оружие и таким образом помочь Украине восстановить контроль над своими внешними границами.
С последним пунктом могут возникнуть трудности — точно не известно, в какой степени российский лидер способен контролировать сепаратистское руководство. Тем не менее перспектива ослабления санкций, безусловно, могла бы стать для Путина стимулом использовать все имеющиеся рычаги давления для выполнения вторых минских соглашений.
Такая "услуга за услугу" может оказаться для Путина привлекательнее любого замороженного конфликта. Он сможет утверждать, что преуспел в защите прав этнических россиян в Восточной Украине и при этом сумел отменить неоправданные, по мнению многих россиян, западные санкции.
- Читайте также: Порошенко сам загнал себя в угол в переговорах по Донбассу, — дипломат Богдан Яременко
Вопрос в том, готовы ли США предоставить Путину то, что он представит как свою личную победу? Но этот малопривлекательный шаг намного лучше, чем сидеть сложа руки и наблюдать за продолжением украинского конфликта.
Перевод Анны Синящик
Источник: Newsweek