Разделы
Материалы

Минский маневр. Как отсрочить голосование по "особому статусу" Донбасса

Милан Лелич
Фото: all-pix.com

Запад и Россия требуют от Украины предоставить Донбассу особый статус, но в Киеве придумали, как расширить поле для маневра

На первой в этом году пресс-конференции президент Петр Порошенко сказал, что в 2016 году "должно произойти возобновление нашего суверенитета над оккупированными районами в Донецкой и Луганской областях". Глава государства в очередной раз подчеркнул, что видит только один путь — политико-дипломатический, который предусматривает дальнейшую реализацию минских соглашений. Фокус разбирался, как будет проходить процесс урегулирования ситуации на востоке Украины в свете приближения очередного дедлайна — итогового голосования за изменения в Конституции в сфере децентрализации, де-факто предусматривающие предоставление оккупированным территориям Донбасса особого статуса.

Без большинства

Срок действия минских соглашений истек еще в 2015 году, но до конца не был выполнен ни один из пунктов: ни о прекращении огня, ни об обмене пленными, не говоря уже о проведении выборов в Донбассе и передаче границы под полный контроль Украины. В начале января свою, весьма спорную трактовку минских соглашений обрисовал президент России Владимир Путин. Он заявил, что украинская сторона прежде всего должна закончить конституционную реформу, провести выборы на оккупированных территориях, и только тогда можно будет говорить о передаче границы под контроль Украины и дальнейших шагах на пути мирного урегулирования. О необходимости завершить реформу Основного Закона неустанно твердят и представители стран Запада.

Сроки поджимают — правки в Конституцию были предварительно одобрены 31 августа, что сопровождалось кровавыми событиями у здания Верховной Рады. Согласно процедуре, прописанной в самой же Конституции, итоговое голосование 300 голосами должно состояться на "следующей очередной сессии" парламента, которая заканчивается в конце января.

Еще с осени в Администрации президента начали активно работать над поиском недостающих голосов. По информации Фокуса, ответственными за этот процесс стали влиятельные депутаты из Блока Петра Порошенко Игорь Кононенко и Сергей Березенко, а также внефракционный депутат из бывшей "команды Черновецкого" Олесь Довгий. Они якобы действовали традиционными методами кнута и пряника: кому-то угрожали уголовными делами против них самих или их окружения, кому-то обещали преференции для бизнеса и прочие материальные блага.

Голоса за реформу Конституции готовы дать фракции Блока Порошенко и Народного фронта. Две другие фракции коалиции — Самопомич и Батькивщина — пока поддерживать реформу Конституции не собираются

Несмотря на все усилия, конституционное большинство под голосование так и не было сформировано. Пообщавшись с представителями разных парламентских фракций и групп, Фокус составил следующую картину.

Голоса за реформу Конституции готовы дать фракции Блока Порошенко и Народного фронта. При этом, если "фронтовики" проголосуют единодушно (возможно, кроме одного-двух депутатов), то внутренняя оппозиция в БПП поддерживать изменения не собирается. К примеру, ранее голосовавший против конституционных изменений депутат Егор Фирсов подтвердил Фокусу, что свою позицию не поменяет ни при каких обстоятельствах. По его словам, еще десяток-полтора его коллег по фракции также не намерены голосовать за.

Две другие фракции коалиции пока поддерживать реформу Конституции не собираются, что Фокусу подтвердили и в Самопомочи, и в Батькивщине. Радикалы Олега Ляшко также намерены голосовать против. Но помощь власти готовы оказать другие парламентские формирования. Так, о своей поддержке уже заявили в Оппозиционном блоке, по информации Фокуса, за готовы голосовать и группы "Воля народа" и "Возрождение" плюс пара десятков внефракционных депутатов.

В любом случае, по самым оптимистичным для Банковой подсчетам, набирается не более 280 голосов за. Провала Администрация допустить не может — это стало бы не только имиджевым ударом по президенту в глазах Запада, но и заставило бы начинать процесс конституционного реформирования с нуля. Кроме того, последовали бы обвинения со стороны РФ в срыве мирного урегулирования, а в новый проект конституционных изменений Кремль попытался бы продавить куда менее выгодные для Украины положения.

Сдают сессию

Но отсутствие необходимых 300 голосов — не единственная причина, почему украинская власть не особо хочет принимать изменения в Конституцию в целом. На Банковой вполне резонно отмечают, что выполнение минских соглашений не может происходить в одностороннем порядке, а Россия и подконтрольные ей боевики своих обязательств не выполняют и не собираются. В таких условиях фактическое предоставление "особого статуса" Донбассу выглядит ошибочной уступкой и существенно сужает Киеву поле для маневра.

Срок действия минских соглашений истек еще в 2015 году, но до конца не был выполнен ни один из пунктов

Источники Фокуса во фракциях БПП и НФ сообщили, что юристы Администрации президента разработали юридическую комбинацию, с целью отложить дедлайн по изменениям в Конституцию и при этом избежать обвинений в срыве минских переговоров.

Около полусотни депутатов из двух провластных фракций обратились в Конституционный суд с просьбой разъяснить понятие "следующая очередная сессия" в контексте изменений в Основной Закон. Было принято считать, что голосования по изменениям в Конституцию должны проходить на двух сессиях, которые следуют подряд. То есть если 265 голосов за были получены на второй сессии Рады 31 августа, то 300 за надо будет получить во время текущей, третьей сессии, которая заканчивается 29 января. Но авторы обращения просят КС растолковать: может ли понятие "следующая сессия" означать другую, не обязательно буквально следующую по хронологии сессию ВР.

В переводе с юридического языка это означает следующее: депутаты просят предоставить им возможность не спешить, а проголосовать тремястами голосами за реформу Конституции уже на четвертой сессии, которая будет длиться с 2 февраля по 2 сентября текущего года. По информации Фокуса, такую возможность судьи КС депутатам предоставят, притом в самые короткие сроки — говорят, что люди в мантиях примут решение буквально за неделю, а вся комбинация уже согласована между АП, Кабмином, Совбезом и прочими центрами принятия решений.

"Мы получаем еще несколько месяцев для маневров и переговоров. А Западу при этом мы даем два варианта: либо вместе с нами дальше давить на РФ, либо срывать процесс неудачным голосованием и начинать все сначала. Запад явно выберет первый вариант. Да и за несколько месяцев что угодно может случиться", — объяснил Фокусу логику происходящего один из подписантов обращения из фракции НФ.

Но не все участники коалиции уверены, что Брюссель и Вашингтон нормально воспримут украинские игры в "непокорный парламент" и "независимый Конституционный суд". "Если Порошенко позвонит Ангела Меркель или Барак Обама с требованием прекратить конституционные фокусы и немедленно голосовать за "особый статус", тогда Банковая вернется к старой модели и будет всеми силами искать 300 голосов за. Цель всей этой затеи — расширить поле для маневра", — сказал Фокусу один из депутатов от президентского блока. В любом случае необходимость искать конституционное большинство если и отложится во времени, то не исчезнет, а значит, "обработка" депутатов будет продолжаться, говорят в парламентских кулуарах.

Кроме того, если даже задумка АП будет реализована, она непременно вызовет резкую реакцию со стороны РФ, вплоть до нового наступления в Донбассе. "Если россияне и сепаратисты опять полезут, значит, получат в ответ новые санкции, ведь с формальной точки зрения именно наша позиция будет обоснованной", — парировал собеседник Фокуса в премьерской фракции. Так или иначе, именно следующая неделя определит формат мирного урегулирования на востоке Украины на весь текущий год.