Разделы
Материалы

Просим пана. Почему Войцех Балчун не может приступить к работе в Укрзализныце

Евгений Гордейчик
Фото: Владислав Содель / apostrophe.com.ua

Руководить железными дорогами вместо поляка Войцеха Балчуна будет очередной "и. о.". Якобы — временно

25 мая Кабинет министров Украины назначил новым исполняющим обязанности председателя правления Укрзализныци" Виталия Жураковского, который ранее занимал должность операционного директора компании. Формальным поводом для смены топ-менеджера крупнейшей госкорпорации страны стало назначение на пост первого заместителя министра инфраструктуры Евгения Кравцова, который в качестве и. о. возглавлял правление УЗ с марта этого года.

Ожидалось, что после перехода Кравцова в министерство будет подписан контракт с польским экспатом Войцехом Балчуном, который ранее руководил государственной грузовой железнодорожной компанией Польши PKP Cargo.

Сложный путь

Балчуна избрали на должность предправления УЗ еще 12 апреля. А 16 мая министр инфраструктуры Владимир Омелян представил его менеджменту УЗ в качестве руководителя ведомства. В тот же день Балчун сказал корреспонденту Фокуса, что планирует окончательно перебраться в Киев и приступить к работе на следующей неделе. Это совпадало со сроками проведения заседания Кабмина, на котором рассматривалась кандидатура первого заместителя министра инфраструктуры. Более того, Омелян за несколько дней до этого заявлял, что у Балчуна уже есть все документы для трудоустройства.

Однако 26 мая выяснилось, что контракт с Балчуном не может быть подписан, так как у него еще нет всех необходимых разрешений на работу от госструктур. На официальной странице Мининфраструктуры в ФБ появилось сообщение о том, что "сейчас завершается оформление всех необходимых документов по назначению Войцеха Балчуна председателем правления Укрзализныци. Как только все процедурные вопросы будут решены в соответствии с законодательством Украины, с Балчуном будет подписан контракт как с председателем правления Укрзализныци. Более подробную информацию о процессе трудоустройства Балчуна в Мининфраструктуры Фокусу предоставить отказались. Не удалось связаться и с самим менеджером (что само по себе удивительно, так как Балчун достаточно общительный человек и обычно охотно общается с прессой).

Cейчас Мининфраструктуры и вовсе отказалось озвучивать какие-либо сроки

Во временном люфте между избранием менеджера-экспата главой крупной украинской компании и его вступлением в должность нет ничего необычного. Так, акционеры Укрнафты утвердили кандидатуру британца Марка Роллинса на должность главы компании в июле прошлого года, а на работу он вышел лишь в сентябре.

Однако в случае Балчуна смущают именно неоднократные заверения Омеляна в том, что поляк приступит к исполнению обязанностей в ближайшие дни, и неоднократный же перенос этих сроков. Так, в конце апреля министр сообщил корреспонденту Фокуса о том, что Балчун приедет в Киев после 10 мая. Изначально об этой же дате говорил и сам Балчун. Потом, как уже говорилось, ориентировочный срок приезда менеджера "на ПМЖ" перенесли на конец месяца, а сейчас Мининфраструктуры и вовсе отказалось озвучивать какие-либо сроки.

При этом у Балчуна нет контрактов, которые бы препятствовали ему приехать в Украину. Из наблюдательного совета польской авиакомпании LOT он вышел еще в октябре прошлого года. Ничего не знают о том, когда новый руководитель приступит к работе, и сотрудники Укрзализныци. "Непонятно, будет он вообще или нет", — говорит замглавы профсоюза Укрзализныци Михаил Синчак.

Все свои

Глава Центра транспортных стратегий Сергей Вовк связывает промедление с вступлением в должность Балчуна с несовершенством украинского законодательства, по которому получение разрешения на допуск к секретной информации (без чего невозможно управлять таким стратегическим объектом, как Укрзализныця) требует много времени. Неофициально подтверждают версию Вовка и в Мининфраструктуры. "С момента назначения Балчуна прошло лишь полтора месяца. Это вообще не срок. Мне, чтобы принять на работу рядового сотрудника, нужно собрать "сто пятьдесят тысяч" бумажек. На это уходит не меньше двух месяцев", — говорит один из чиновников ведомства.

Можно предположить, что Балчун стал заложником неосторожных высказываний нового министра инфраструктуры, который, желая показать быстрый прогресс в реформировании активов подчиненных министерству, называл изначально нереальные даты вступления в должность нового главы УЗ.

Впрочем, нельзя исключать и версию, что оформление необходимых для работы в Украине Балчуна документов сознательно затягивают. Реформирование УЗ сталкивается с огромным сопротивлением со стороны олигархов и ряда политиков. К примеру, депутаты до сих пор не приняли законы "о железнодорожном транспорте" и создании независимого регулятора тарифов, которые вводят рыночные тарифы на грузоперевозки, хотя Мининфраструктуры подало эти законопроекты в ВР еще в декабре. Да и быстрое и беспроблемное избрание независимого главы УЗ выглядит чересчур оптимистично. Конкурсы на избрание глав куда менее "аппетитных" с точки зрения теневого контроля над прибылями госактивов проходили с серьезными проблемами, например, неоднократным блокированием результатов конкурса. Поэтому подписание контракта с Балчуном будут всеми силами отодвигать на неопределенный срок, назначая в это время на должности руководителей ключевых предприятий УЗ "своих" людей.