В СНБО признали, что Украина не может позволить себе программы по перевооружению армии, но тянуть с военной реформой даже в условиях скудного финансирования больше нельзя
19 июля заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Литвиненко признал, что у страны нет денег на масштабное перевооружение армии. "Война это деньги, а Украина сегодня — одна из беднейших стран в Европе... масштабного перевооружения в ближайшие годы не будет", — цитирует Интерфакс-Украина замсекретаря СНБО.
По словам Литвиненко, Украине необходима военная реформа, суть которой — радикальное изменение системы управления и обеспечения, чтобы можно было эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Представитель СНБО при этом подчеркнул, что без помощи НАТО и государств — членов Альянса Украина не сможет справиться с врагом, который на порядок сильнее.
Военные эксперты убеждены, что необходимость реформы постсоветской военной системы давно назрела, а в условиях скудного финансирования тянуть с ней больше нельзя.
директор военных программ Центра Разумкова
— Нынешнее положение мало отличается от того, что было еще в середине 2000-х годов. Полномасштабная модернизация технического парка вооруженных сил не проводилась вообще, можно по пальцам перечислить образцы вооружений, которые были закуплены после обретения Украиной независимости, основной парк — еще советский. Десять лет назад при подсчете необходимой для модернизации и ремонта суммы вышли на $2,5 млрд. Это было тогда — в середине 2000-х годов, а каждый год техника стареет на 10%. То есть сейчас практически все наше вооружение непригодно. Усилиями Укроборонпрома, отдельных предприятий, волонтеров удается продлить ресурс, но лишь на короткий срок.
Вопрос модернизации стоит очень остро, в ней нуждается техника, боеприпасы, ракеты, топливо и так далее, и так далее. Я согласен с Литвиненко, что средств на это в полном объеме нет. Мы благодарны западным странам, Канаде, Соединенным Штатам за то, что они хотя бы частично помогают нам в этом. Однако техническое оснащение — лишь одна из составляющих боевой мощи, остальные составляющие — личный состав, его качество и подготовка. За счет какого-то одного мероприятия — обновления парка вооружений или перехода на контрактную службу — армия не станет профессиональной, все необходимо делать в комплексе, согласованно и по объемам, и по времени, и по ресурсам. Именно поэтому возникла необходимость военной реформы, Литвиненко абсолютно прав. Все нужно делать в едином цикле стратегического планирования, где одним из механизмов был бы ресурсный маневр. В условиях жестких ресурсных ограничений по-другому поступать нельзя.
координатор группы "Информационное сопротивление"
— СМИ, а с особенной радостью российские, подхватили заявление заместителя секретаря СНБО Украины Александра Литвиненко под общим заголовком — мол, масштабного перевооружения украинской армии можно не ждать.
Внимательно изучил доклад Литвиненко, откуда были вырваны эти слова. Вывод один: акценты заместителя секретаря СНБО делал совсем на другом, и это заявление — никак не декларация о какой-то "капитуляции", а призыв сосредоточиться на радикальной реформе ВСУ с целью максимального использования имеющихся ресурсов. А также посыл к НАТО оказать помощь в наращивании военных возможностей Украины для противостояния агрессии России.
- Читайте также: По всем фронтам. Что изменится в оборонной стратегии Украины
Спорить трудно. Теоретически мы можем вырвать новые десятки миллиардов из "социалки", но во что тогда превратится Украина как страна — вопрос риторический. Потому выход один: ломать к чертовой матери "постсовковую" военную систему и создавать такую, при которой каждая копейка будет использована максимально эффективно, а война априори не сможет быть бизнесом для отдельных чиновников. На что, собственно, и направлен принятый Стратегический оборонный бюллетень — "дорожная карта" нашей военной реформы. Ну и, учитывая колоссальную разницу в военных потенциалах Украины и России, помощь Запада в отражении агрессии Путина уж никак не будет лишней.