Разделы
Материалы

Консервация системы. Почему переаттестация не искоренила милицейский беспредел

Алексей Батурин
Фото: открытые источники

Эксперты, занимавшиеся реформированием МВД, констатируют, что аттестация сотрудников полиции провалилась

Сотрудники Национальной полиции оказываются в центре скандалов. В регионах страны полицейских ловят на наркоторговле, обвиняют в аморальном поведении. Недавний инцидент в Кривом Озере Николаевской области, где полицейские избили, а затем застрелили местного жителя, вызвал резонанс, СМИ даже стали проводить аналогии с Врадиевкой.

Как правило, фигурантами скандалов становятся старые кадры, перешедшие в полицию из милиции. От таких людей система должна была очиститься с помощью аттестации, которую обязаны были пройти все сотрудники, желающие продолжить службу в органах внутренних дел. Эксперты, занимавшиеся разработкой реформы МВД, отмечают, что аттестация не дала желаемого эффекта: по ее результатам удалось уволить не так много людей, чьи моральные и профессиональные качества вызывали вопросы, а многие из уволенных сумели восстановиться на должностях, подавая иски в суды. Однако положение еще можно исправить.

эксперт Реанимационного пакета реформ


— Аттестация была задумана как инструмент для очищения рядов сотрудников МВД, избавления от людей, деятельность которых привела к тому, что в последние годы уровень доверия к милиции был меньше 10%, а после Майдана опустился ниже 5%. Чтобы добиться этого, нужно было уволить 25–30% сотрудников милиции, а на их место набрать новых людей по конкурсу либо сократить эти должности. Этого не произошло.

Можно констатировать провал процедуры аттестации как минимум в трех аспектах. Во-первых, в процессе отсеялось немного людей: меньше 15% из тех, кто проходил аттестацию, причем значительная часть уволенных восстановилась на своих должностях в суде.

Второй провал — в юридической плоскости. Положение, на основании которого проводилась аттестация, было утверждено приказом министра МВД Арсена Авакова. То ли умышленно, то ли из-за непрофессионализма, в нем было много нюансов, которые использовали уволенные сотрудники полиции при подаче исков в суды. Очень часто у судей не было выхода, кроме как восстановить в должности уволенного работника. Все можно было выписать в положении, но этого не было сделано, поэтому в большинстве случаев суды вполне обоснованно становились на сторону уволенных полицейских.

В-третьих, поначалу, в первые четыре-пять месяцев, в состав аттестационных комиссий входило много представителей правозащитных организаций. Но из-за бюрократии, упомянутых минусов в положении об аттестации многие независимые от МВД организации отказались от дальнейшего участия в процедуре отбора. Закончилось тем, что заместители министра или его советники сами формировали аттестационные комиссии, ставя туда достаточно лояльных к МВД людей. То есть большой минус и в том, что эта аттестация дискредитировала участие общественных организаций в подобных процедурах. У общества складывается впечатление, что его участие не приносит ничего полезного, потому что через отбор проходят все подряд.

"Эволюционный путь с элементами реформирования кажется более приемлемым, чем создание новой структуры с нуля"

Сейчас наибольшее сопротивление реформе ощущается на уровне блоков, которые занимаются расследованием преступлений, — это криминальная полиция. Там реформа все время лишь оглашается, но никаких действий не происходит. Вместе с тем это наиболее важный и влиятельный участок работы полиции. На самом деле реформа коснулась только патрульной службы и нескольких точечных моментов. Создан департамент по защите прав человека в структуре Национальной полиции. Есть идеи реформирования системы участковых, но это пока только планы, не касающиеся ядра деятельности полиции, — расследования преступлений. Там система остается такой же, как и десять лет назад. По сути, мы видим консервацию системы.

Мне кажется, что к реформированию криминального блока полиции нужно подходить комплексно. Еще раз провести что-то наподобие аттестации, чтобы очистить этот блок, только на нормальных юридических основаниях, с адекватным участием общественности. Затем создать более привлекательные условия для работы — существенно повысить заработную плату. А на освободившиеся места, порядка 30–50%, — набрать новых людей с помощью инструмента, который предусмотрен законом, но до сих пор блокируется министром и главой Национальной полиции. В законе прописан механизм так называемых полицейских комиссий, создающихся при каждом территориальном управлении полиции и в центральном аппарате. В них большинство составляют представители общественности, которые оглашают конкурс и проводят его прозрачно.

Этот эволюционный путь с элементами реформирования мне кажется более приемлемым, чем создание новой структуры с нуля. Тем более что далеко не ко всем полицейским, которые сейчас работают, есть претензии, среди них приблизительно половина и психологически, и профессионально может работать по новым ценностным стандартам, не злоупотреблять положением, не нарушать права человека. Просто сейчас эти люди находятся в другой системе координат, если ее поменять и очистить систему от явных коррупционеров и непрофессионалов, она сможет нормально заработать, перестраиваясь эволюционным путем. Правда, это может занять достаточно много времени — около года.

эксперт Центра политико-правовых реформ


— Аттестация сотрудников МВД не справилась с поставленной задачей. Сам процесс аттестации привел к тому, что сняли только худших, но в системе МВД осталось много тех, кто не должен там работать. Теперь мы видим следствие подхода и методов, которыми руководствовались, когда проводилась аттестация. И это лишь часть правонарушений, а сколько мелких злоупотреблений, фактов взяточничества остаются в тени?

Министр внутренних дел не рискнул пойти против системы, сотен тысяч сотрудников. Он выбрал стабильность, а не изменения, плоды этого мы сейчас и пожинаем. Блокирование реформы МВД начинается с центрального аппарата, а он уже задает тренд, потому что, подготавливая, например, проекты приказов, каких-то решений, аппарат влияет на позицию министра. Именно эти люди спускают задания в областные аппараты и потом контролируют их выполнение, на этом уровне ощущается наибольшее сопротивление реформе. А на нижних уровнях многие не хотят менять принципы своей работы, потому что привыкли к устоявшимся правилам.

Изменить положение сложно, особенно в криминальном блоке, здесь не получится действовать как с патрульными: с нуля создать новую структуру, набрать новых людей. Как бы там ни было, оперативники, работающие в регионе, знают оперативную ситуацию, а нужно знать, что происходит в твоем районе, области. Этому в кабинете не научишь, поэтому сложно где-то подготовить новых специалистов, а потом заменить всех сотрудников. Лучшим вариантом было бы идти сверху вниз и проводить конкурсы на каждую должность по аналогии с тем, как это предусмотрено новым законом о государственной службе, тогда можно было бы отобрать из кандидатов лучших. Конечно, это нужно делать постепенно, начиная с центрального аппарата, затем переходя к территориальным органам полиции в областях. Хотя в некоторых регионах следователей и оперативников набирают по новым правилам, но конкурсы проводят только на вакантные должности. Возможно, все их стоит объявить вакантными.