Разделы
Материалы

Игра на публику. Будет ли новый удар России по Украине

Дмитрий Синяк
Фото: ТАСС

Координатор группы "Информационное сопротивление" Константин Машовец о том, почему масштабные российские учения едва ли обернутся новой агрессией против Украины

С 25 по 31 августа министерство обороны России провело на западных границах страны самые масштабные за полтора года военные учения. В боевую готовность приведены свыше 100 тысяч военных, более 10 тысяч единиц вооружения и военной техники, около 800 самолетов и вертолетов. Ракетные корабли РФ заняли позиции в Балтийском, Черном и Каспийском морях. Официальная цель учений — проверка способности российской армии "нарастить усилия на юго-западном стратегическом направлении". Поскольку подобные учения предшествовали вторжению в Грузию в 2008-м и в Украину в 2014-м, СМИ заговорили о возможном новом ударе по Украине. Прокомментировать эти заявления Фокус попросил координатора группы "Информационное сопротивление" Константина Машовца.

Насколько велик риск того, что нынешние учения будут использованы против Украины? Как и в августе 2014-го, российским солдатам могут не сказать, что отправляют их за границу, и, оказавшись в боевых условиях, они будут вынуждены воевать.

— Задекларированная цель проверки боеготовности российской армии — подготовка к стратегическим командно-штабным учениям "Кавказ-2016". Конечно, за такой широкомасштабной проверкой может скрываться организация будущей военной активности. Но это необязательно. Возможно, нынешние учения — это только игра мускулами, бряцанье оружием. Именно на такую цель учений указывает ряд косвенных факторов. К примеру, пристальное внимание к ним российских СМИ, что было бы исключено, если бы Путин действительно планировал военное вторжение. Журналистам даже позволяют отслеживать перемещение отдельных воинских частей и соединений. Для того чтобы сказать более точно, нужно анализировать данные украинской разведки. Существует так называемый список разведпризнаков, по которому можно судить, действительно ли противник готовит атаку, или это лишь блеф.

То есть вы не исключаете в целом возможность подготовки российской армии к вторжению в Украину?

— Это не совсем корректный вопрос. В принципе вторжение возможно в любую секунду. Важно, какими силами оно будет осуществлено: диверсионной группой из десяти человек или четырьмя механизированными бригадами. Если говорить о широкомасштабном вторжении с наземным компонентом, то оно маловероятно. Какой в нем смысл? Что оно даст?

Разве захват Украины — недостаточная цель?

"Попытка изобразить украинский терроризм в Крыму провалилась. Поэтому скорее можно ожидать новых провокаций, чем полномасштабного вторжения"

— Для этого у России нет сил и средств. У нее нет сил даже на захват Левобережной Украины. Все, на что способны россияне, это захват ОРДЛО. Даже тех 100 тысяч российских войск, которые сейчас участвуют в учениях, недостаточно для полномасштабного вторжения в Украину. Их можно использовать для достижения какой-либо ограниченной оперативно-тактической цели, для блицкрига.

К примеру, для захвата Харькова или Мариуполя?

— Продвинуться на украинскую территорию российская армия, вероятно, сможет. Но, скажите, каким образом Россия сможет удерживать эти города? Ведь есть множество способов не только усложнить захватчикам жизнь, но и сделать ее невозможной. И все эти способы уже давно проработаны нашим Генштабом. К тому же давайте с вами подумаем, что даст России, к примеру, захват Мариуполя? Она только добавит себе проблем, придется брать ответственность за жителей большого города. Это однозначно усилит международную изоляцию страны и ее экономическое положение. При этом никакие военные проблемы решены не будут. Тогда какой смысл захватывать этот город?

Например, лишить Украину важных металлургических предприятий.

— В Украине таких предприятий несколько, поэтому потеря мариупольских заводов ничего кардинально для нашей страны не изменит.

Может ли быть целью россиян коридор в Крым?

— Такая попытка может дорого стоить российской армии и закончится для нее фатально. Кроме того, удерживать этот коридор практически невозможно. Думаю, лучше обратить внимание на другой момент. Попытка изобразить украинский терроризм в Крыму провалилась. Поэтому скорее можно ожидать новых провокаций, чем полномасштабного вторжения.

А насколько вероятен удар по Киеву?

— Маловероятен. Как по военным причинам, так и по экономическим, внешнеполитическим и многим другим. Гораздо более вероятным выглядит ограниченный удар с использованием средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов и т. д.), а также ракетного оружия. Такой удар может быть эффективным средством принуждения Украины к принятию российских условий в том или ином вопросе. Ему могут сопутствовать ограниченные наземные операции. Но точно не широкомасштабные военные.

Но ведь то же самое эксперты говорили и в августе 2014-го.

— Я отвечаю на ваши вопросы, исходя из логики и военной целесообразности. Но кто сказал, что в Кремле не могут отвергать и то и другое? Поэтому мы должны быть готовы к любым сценариям.