Фокус пообщался с военными экспертами, чтобы понять, почему Кремль так испугался украинских учений, готова ли Россия перейти от угроз к делу и что делать Киеву в случае военной агрессии
Вблизи Крыма продолжаются ракетные учения Вооруженных сил Украины, стартовавшие 28 ноября. 1 декабря ВСУ провели успешные испытательные пуски управляемых ракет средней дальности. Все 16 ракет поразили учебные цели. 2 декабря учения продолжились, однако запуски ракет не осуществлялись.
Сами учения не на шутку встревожили российское Министерство обороны. За несколько дней до их начала Минобороны РФ отправило письмо военному атташе посольства Украины в России, в котором заявило о недопустимости ракетных стрельб. "В случае если стартовавшие ракеты создадут угрозу российским объектам, находящимся в данном районе территории РФ (на суше, на море и в воздушном пространстве), будут нанесены ответные удары для уничтожения средств их пуска", — говорится в документе.
На угрозы отреагировал секретарь СНБО Александр Турчинов, заявив, что Украина не отменит запланированные учения. Турчинов попросил Кремль "не мешать испытаниям своими истериками и провокациями", добавив, что ракетные стрельбы не нарушают международных обязательств и договоров Украины.
Фокус пообщался с военными экспертами, чтобы понять, готова ли Россия перейти от угроз к делу, почему Кремль так испугался украинских учений и что делать Киеву в случае военной агрессии.
директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения
— Угрозы со стороны России действительно реалистичны. Нельзя исключать и того, что Россия постарается каким-то образом нанести нам удар. Но, уверен, что до переговоров с Дональдом Трампом Кремль будет осторожничать и больше запугивать шантажом и мелкими провокациями. На прямой удар с использованием высокоточного оружия Москва не решится.
Сейчас у России период, который условно можно назвать "вакуумным". Нужно понимать, что до инаугурации Трампа Кремль будет активно пытаться наладить диалог с администрацией новоизбранного президента США. Поэтому они всячески привлекают к себе внимание мирового сообщества в надежде показать, что Россия — единственный "хозяин региона". Владимиру Путину выгодно любыми способам наращивать эскалацию российско-украинского конфликта.
"Россию беспокоит то, что наши успешные учения означают фактический контроль Украиной Крымского полуострова и всего Черноморского флота"
Эти угрозы Кремля по поводу учений я ставлю в одну линейку с арестами целого ряда наших соотечественников, которых обвиняют в шпионаже. Единственная цель России в обоих случаях — запугивание украинского руководства. Вместе с этим Москва хочет, чтобы западные партнеры поверили, что Украина спонсирует терроризм. Для этого они устраивают на нашей территории различные диверсии и провокации. Так, например, было с убийством одного из лидеров боевиков "ДНР" Моторолы, которое Кремль всячески старается приписать Украине. России кажется, что такими действиями ей удастся выставить наше государство несостоятельным партнером в глазах Запада и особенно США.
Важный момент во всей этой ситуации и то, что Украина сегодня реально создает оружие сдерживания, независимо от западных партнеров. Напомню, что когда-то в Днепре украинцы разработали 12 из 20 самых мощных баллистических ракет мира за всю историю их существования. Сейчас речь, конечно, немного о другой ракетной технике. Но все же это не умаляет значимости того, что мы становимся все более самостоятельными в вопросах обороны.
Еще больше Россию беспокоит то, что наши успешные учения означают фактическое контролирование Украиной Крымского полуострова и всего Черноморского флота. Поэтому сегодня у них есть логика наращивать свое вооружение в Крыму. Не исключено, что там появится тактическое ядерное оружие. И усилением милитаризации в этом районе Россия в первую очередь будет угрожать западному миру, а не украинцам.
директор военных программ Центра Разумкова
— Сомневаюсь, что будет какая-то серьезная атака (со стороны РФ. - Фокус.). При этом не исключаю вероятность каких-то мелких провокаций. Вполне возможно, что Россия сначала подорвет какую-то ракету, а потом путем фальсификации данных объективного контроля в радиолокаторе будет утверждать, что она была украинской.
Технически сложно предугадать, как это все может осуществляться. Но украинцам нужно быть готовыми противостоять этому и в случае чего оперативно предоставить информацию, доказывающую нашу правоту. Конечно, нам стоило заранее подумать о таких нюансах и привлечь к учениям иностранных наблюдателей. Было бы любопытно посмотреть на действия Москвы в этом случае.
Естественно, Россия понимает: никакой угрозы в районе Черного моря от Украины не исходит. Просто главная цель Путина — создание образа слабой Украины. И теперь в российском информационном поле весьма нелогичным выглядит, что это "беспомощное государство" успешно проводит учения рядом с их военной базой. Это и причина "несварения ума" в Кремле и появления ноты протесты. Думаю, россияне вообще рассчитывали, что мы откажемся от этих учений, и тогда они смогут спокойно говорить, что Украина признает Крым российским.