Разделы
Материалы

Европа поможет. Еврокомиссар Христос Стилианидис о том, есть ли будущее у минских соглашений

Милан Лелич
Фото: Евгений Савилов

Еврокомиссар по гуманитарным вопросам и управлению кризисными ситуациями Христос Стилианидис рассказал Фокусу, как Евросоюз помогает украинцам, пострадавшим от войны в Донбассе, и самой большой проблеме на неподконтрольных Украине территориях

"Конфликт в Восточной Украине редко попадает в заголовки, но люди продолжают страдать", — написал в своем Twitter еврокомиссар Христос Стилианидис перед началом очередного визита в Украину, уже четвертого за время каденции. По оценкам Евросоюза, на данный момент около 3,8 млн украинцев, пострадавших от войны на востоке, нуждаются в гуманитарной помощи.

Всем по потребностям

ЕС в целом и его страны-члены по отдельности начали помогать людям в Украине с начала конфликта, когда департамент Еврокомиссии по гуманитарной помощи и защите гражданских лиц в феврале 2014-го заработал в Украине. Только в 2016 году помощь получили около полумиллиона украинцев. Общий объем выделенных Еврокомиссией и странами — членами ЕС средств достиг 399 млн евро. Во время нынешнего визита, состоявшегося вскоре после очередного обострения на фронте, Стилианидис объявил о выделении дополнительных 18 млн евро для обеспечения базовых потребностей населения: лекарства, вода, убежища, санитарные условия.

— Больше всего меня поразило, как работает наш образовательный проект в Украине, все отлично организовано, люди на местах горят своей работой, — рассказывает Стилианидис. — Мы вообще считаем образование одним из приоритетов, таким образом мы ресоциализируем детей, пострадавших от конфликта, помогаем им преодолеть стресс и, как показывает опыт работы в других странах, уберечь подрастающее поколение от радикализации.

Речь идет о стартовавшем в 2015 году совместном проекте ЕС и ЮНИСЕФ "Дети мира", главная цель которого — психологическая помощь детям, не только живущим непосредственно в зоне боевых действий, но и на мирной территории. Проект охватывает пять восточных украинских областей и несколько десятков тысяч детей.

Образование — лишь одно из направлений помощи. Остальные — ремонт жилищ, поиск убежища, правовая защита, первичные потребности и т. д. Как рассказывает Стилианидис, при планировании доноры отталкиваются от приоритетных потребностей людей в конкретный момент.

— У нас строгие правила предоставления помощи, мы работаем с очень узким кругом партнеров и проверяем каждый этап. Наши партнеры, занимающиеся освоением средств, это организации ООН, другие международные структуры вроде Красного Креста, пользующиеся доверием НГО. Если у нас возникнут какие-то подозрения в нарушении правил, мы немедленно проведем аудит каждого выделенного цента. Но пока никаких таких историй не было, — говорит еврокомиссар.

Примечательно, что ЕС оказывает помощь и украинцам с неподконтрольных территорий, и тем, кто выехал в Россию и Беларусь, а также людям, проживающим в оккупированном Донбассе. По словам Стилианидиса, потребности живущих по обе стороны линии разграничения примерно одинаковы, и около половины из 88 млн евро, выделенных непосредственно Еврокомиссией, касаются проживающих на территории ОРДЛО.

— Самая большая проблема на неподконтрольных Украине территориях — отсутствие доступа к пострадавшему населению, — говорит еврокомиссар. По его словам, никаких контактов с оккупационной администрацией (в терминологии ЕС "де-факто "властями" самопровозглашенных "республик") чиновники ЕС не поддерживают. Работа осуществляется исключительно через партнеров. Но и тех, кому боевики позволяют работать на оккупированной территории, становится меньше. Так, в ноябре прошлого года на территории ОРДЛО вынужденно прекратила работу международная организация "Люди в нужде". Главными провайдерами помощи там остаются Красный Крест и управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев.

На оккупированных территориях также не предоставляются и некоторые форматы помощи, например, правовая поддержка или раздача налички. Выдают лишь сертификаты на товары первой необходимости, их можно отоварить в супермаркетах, с которыми партнеры ЕС заключают отдельные соглашения. Таким образом доноры могут быть уверены, что деньги будут потрачены целенаправленно. На подконтрольных Украине территориях сертификаты раздают тоже.

Обещают не забыть

В "околополитических" вопросах, связанных с войной в Донбассе, еврокомиссар Стилианидис, как и большинство европейских чиновников, очень осторожен и делает упор прежде всего на минские соглашения.

— Путь к миру — это минские соглашения, при этом Евросоюз, безусловно, поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины — это основа нашей позиции, — не устает он повторять во время интервью Фокусу.

— Я позитивно воспринимаю последние переговоры в нормандском формате, состоявшиеся в Мюнхене, и приветствую решение о прекращении огня. Лично у меня сейчас больше оптимизма, чем после предыдущих переговоров в нормандском формате, — говорит Стилианидис. Решение Кремля о признании выдаваемых в ОРДЛО документов он считает "противоречащим духу минских соглашений".

При этом еврокомисар призывает не недооценивать роль, которую играет Евросоюз в конфликте в Донбассе, несмотря на то что де-факто минский процесс давно забуксовал. "Уверен, что наша твердая позиция помогла не допустить ухудшения ситуации в Донбассе", — говорит Стилианидис.

Что касается одной из главных тем последних недель, блокады железнодорожного сообщения с ОРДЛО, позиция ЕС по этому поводу высказана. Еврокомиссар в очередной раз напоминает: блокада может привести к энергетическому кризису, который заденет украинцев по обе стороны линии разграничения, поэтому она должна быть прекращена.

На недавней встрече с украинскими блогерами министр внутренних дел Арсен Аваков высказал идею о том, что после деоккупации жители ОРДЛО некоторое время не будут принимать участие во всеукраинских выборах.

— Считаю, что главная задача сейчас — обеспечить мир и территориальную целостность Украины. А с дальнейшими действиями должны определяться украинские граждане, как и положено в демократических странах, — комментирует Стилианидис.

Под конец интервью обговаривался вопрос о падении интереса к войне в Украине среди стран Запада. "Конечно, у Европы много проблем: миграционный, финансовый кризисы и т. д., но мы не отступаем от взятых на себя обязательств в отношении Украины. Мы и впредь будем предоставлять вам гуманитарную помощь. Столько, сколько потребуется", — заверяет еврокомиссар.