Кого из политиков медреформа отдалит от кормушки Минздрава, а кто, наоборот, получит к ней доступ
"Под пенсионную реформу я вижу голоса в парламенте. К сожалению, с медицинской реформой сложнее. По ней даже в коалиции есть вопросы", — говорил замглавы фракции БПП Игорь Кононенко за месяц до голосования медреформы. Но его опасения не оправдались: 19 октября документ, предложенный и. о. министра здравоохранения Ульяной Супрун, неожиданно приняли во втором чтении. Его поддержали 242 депутата — на 16 больше, чем требуется для успешного голосования. Кроме фракций власти в поддержку документа выступили большинство радикалов Ляшко и "Воля народа". Оппозиционный блок, "Видродження" и "Батькивщина" голосов не дали. Если реформа запустится, от ее успеха будет зависеть будущее не только главы Минздрава, но и премьера.
Впрочем, эпопея с блокированием медицинской реформы не закончилась. На следующий день после принятия закона трое народных депутатов зарегистрировали в парламенте проект постановления об отмене этого решения. Тем самым запуск реформы заблокирован минимум до 7 ноября — начала следующей пленарной недели. Согласно регламенту ВР, спикер Андрей Парубий не может подписать закон о медреформе и передать его президенту, пока депутаты не рассмотрят проект постановления о ее отмене.
Фармбизнес против
То, что голосование за медреформу будет сложным, стало понятно 17 октября, когда депутаты принялись рассматривать пакет из около 900 правок к законопроекту. Тогда в сессионном зале сидели приблизительно 80 депутатов, и каждая правка набирала не больше 30 голосов. В итоге за два дня работы парламентарии отклонили большинство предложенных изменений, не набрав для их принятия необходимого количества голосов. В день окончательного голосования за медреформу ее ярые противники не теряли надежду все провалить. Они то и дело расхаживали между рядами сессионного зала и уговаривали коллег не поддерживать инициативу Ульяны Супрун.
Причина непринятия, по всей видимости, кроется в личной заинтересованности конфликтующих сторон, а не в их обеспокоенности будущим украинской медицины. "Ее [медреформу] блокируют фармацевтическая и другие околомедицинские мафии, которые годами наживаются на пациентах, как пиявки, выкачивая из больного последнюю копейку", — написала на своей странице в Facebook первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко накануне голосования.
Общая победа. Народный депутат Сергей Березенко поздравляет Ульяну Супрун с принятием медицинской реформы
Самые ярые противники медреформы Супрун в Верховной Раде — глава профильного парламентского комитета Ольга Богомолец, фракции "Батькивщины" и Оппозиционного блока. Реформа отдаляет близких к ним представителей фармбизнеса от минздравовской кормушки, разрушая многолетние коррупционные схемы, по которым пациентам по завышенным ценам продавали ненужные лекарства. Богомолец и Супрун впервые публично поссорились именно на этой почве. В январе нынешнего года депутат поддержала Бориса Тодурова, директора Национального института сердца, который обвинял Минздрав и лично главу ведомства в срыве программы закупок лекарств и медицинских изделий от сердечнососудистых заболеваний — всего на сумму 364 млн грн. Недовольство Тодурова было связано с тем, что Супрун пресекла схемы, по которым компании-посредники закупали для министерства лекарства по завышенным ценам, зарабатывая на этом миллиарды бюджетных денег. Летом Богомолец просила президента Петра Порошенко присвоить Борису Тодурову звание Героя Украины, а медицинскую реформу Ульяны Супрун назвала геноцидом украинского народа, пугая украинцев массовым закрытием больниц и увольнением врачей. Глава Минздрава эти обвинения не раз опровергала, объясняя, что реформа не предусматривает закрытия больниц. "В нашем законопроекте нигде не написано о закрытии больниц. В Конституции, которой мы придерживаемся, сказано, что закрывать больницы нельзя", — успокаивает Супрун.
Передел влияния
То, что в БПП долго не могли найти необходимых голосов под реформу, в парламентских кулуарах связывают с негласными договоренностями с оппозицией. А вот внезапное успешное голосование — возможное свидетельство создания новых схем, выгодных представителям власти. Активнее всех законопроекты по медреформе лоббировал зампредседателя фракции БПП Сергей Березенко. Он один из соавторов реформы. В неформальных беседах парламентарии называют его наиболее вероятным претендентом на роль "смотрящего" за финансовыми потоками в Минздраве.
Реформа предусматривает создание Национальной службы здоровья — независимого органа, ответственного за финансирование системы здравоохранения. Замминистра Павел Ковтонюк утверждает, что в процесс создания службы вовлечены около 20 работников министерства. Сейчас в ведомстве ждут, когда законы о реформе медицины подпишет президент. После этого Минздрав сможет подать на рассмотрение Кабмина проект постановления о создании Нацслужбы здоровья. Ожидается, что она начнет работу с 2018 года, одновременно с внедрением самой медреформы.
Солидарный протест. Медицинские работники у Кабмина требуют от Минздрава лучших условий труда
Противники Ульяны Супрун в один голос твердят, что Национальная служба здоровья станет очередным коррупционным монстром, через который приближенные к руководству службы политики будут дерибанить миллиарды, выделяемые на медицину. Такое мнение опубликовал на своей странице в Facebook Игорь Шурма, депутат от Оппозиционного блока: "Вместо того чтобы бороться с коррупцией, депутаты пытаются создать новый коррупционный орган — Национальную службу здоровья". В этом его поддерживает коллега из "Батькивщины" Сергей Соболев. "Контроля над этой новой службой не будет никакого. Ее создали под две вещи: выборы и кормушку под них", — говорит Фокусу Сергей Соболев, замглавы фракции "Батькивщины". Коррупционные риски некоторые депутаты усматривают и в борьбе за финансирование больниц. "Главный врач будет обязан приезжать в Национальную службу здоровья для того, чтобы заключить контракт на получение госфинансирования, — говорит Виктор Бондарь, глава депутатской группы "Видродження". — Насколько я понимаю, врачам придется приезжать не с пустыми руками и договариваться, сколько средств они получат на районную, городскую или областную больницу".
Контролировать Нацслужбу здоровья по законодательству пока действительно некому. Для этого нужен независимый орган, как в случае с Национальным антикоррупционным бюро. Последнее ежегодно должно проходить проверку тремя независимыми аудиторами. Но законопроектов об аудиторе для медицинской структуры, которая будет оперировать миллиардами бюджетных денег, в парламенте еще нет. Поэтому риск, что новосозданный орган возглавят "нужные" власти люди, сохраняется. Впрочем, в Минздраве успокаивают: руководителя Национальной службы здоровья будут выбирать по той же прозрачной процедуре, что и директора НАБУ, а само ведомство подконтрольно Счетной палате, НАБУ и НАПК. Это, считают в Минздраве, минимизирует коррупционные риски.
10 ключевых новшеств медицинской реформы
- Украинская система здравоохранения переходит на страховую европейскую модель. Трансформация продлится три года и начнется с изменений в медицине первичного звена — поликлиник, амбулаторий, центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП).
- С 2018 года заработает национальная страховая система, которая покрывает лечение каждого украинца. Пока что это будет работать только на уровне оказания первичной медицинской помощи.
- Пакет услуг медпомощи будет ежегодно устанавливаться Кабинетом министров. Он состоит из трех списков.
Зеленый — неотложная, первичная и паллиативная помощь (если вы сломали ногу или у вас приступ аппендицита, вас бесплатно вылечат, так же, как и дадут обезболивающее и окажут необходимую медпомощь неизлечимо больному или человеку при смерти).
Синий — частичное покрытие плановой операции или дорогостоящего лечения.
Красный — медицинские услуги, которые не будут оплачиваться (эстетическая хирургия, стоматология, кроме детской и экстренной). - Семейного врача и педиатра смогут выбирать сами граждане. Врач и пациент будут подписывать между собой договоры, в которых четко прописывается объем услуг, оплачиваемых из бюджета.
- Пациент может поменять семейного врача в любой момент. Понятия "поликлиника по месту прописки" больше не будет.
- Лечить и диагностировать врачи будут по утвержденным медицинским протоколам.
- Врачи первичного звена смогут самостоятельно выбирать место и организационную форму работы — ФОПы, поликлиники, амбулатории и ЦПМСП.
- Врач станет получать зарплату в соответствии с количеством и качеством предоставленных услуг.
- С 2017 года отменяется бумажная отчетность для врачей первичного звена.
- Создается независимый орган — Национальная служба здоровья (НСЗ), ответственная за финансирование системы здравоохранения. Все бюджетные средства на медицину будут аккумулироваться в НСЗ, а оттуда направляться на покрытие расходов по медицинскому страхованию.
Источник: Минздрав
Фото: Getty Images, УНИАН