Kонкурсная комиссия в целом приняла ожидаемые кадровые решения. Но и без сюрприза не обошлось
Как и предполагал Фокус, недавние откровения сотрудницы НАПК Анны Соломатиной полностью поменяли расклады в борьбе за кресла руководителей нового силовой органа – Госбюро расследований. Засветившийся в скандале Алексей Горащенков, которого долго считали почти безальтернативным кандидатом на пост главы ГБР, потерял реальные шансы на победу. Впрочем, ему довольно быстро нашли замену. После недолгих консультаций два главных конкурента в борьбе за влияние на бюро – Администрация президента и Народный фронт сошлись на кандидатуре Романа Трубы, о котором общественность раньше мало что знала.
На решающее заседание 16 ноября собрались все девять членов конкурсной комиссии, по три человека от президента, парламента и правительства. Как и предполагалось, будущих руководителей Бюро выбирали рейтинговым голосованием. Глава комиссии Роман Майданык (квота президента) по очереди зачитывал фамилии претендентов, всего – 19 человек, его коллеги поднимали руки. Обычно набиралось от нуля до четырех голосов "за" кандидата, но Романа Трубу комиссия поддержала единогласно.
Труба почти 20 лет проработал в прокуратуре, после Революции достоинства совершил большой карьерный скачок. С поста районного прокурора Пустомытовского района Львовщины он перешел на должность главы следственного управления Генпрокуратуры. С 2015 года занимается частной юридической практикой. По информации Александра Леменова из Реанимационного пакета реформ, Трубу в качестве основного претендента на пост главы ГБР пролоббировал депутат от Народного фронта Сергей Пашинский через секретаря СНБОУ Александра Турчинова. Трубу некоторые даже называют кумом Пашинского, последний это опровергает.
При голосовании за кандидатуру первого замглавы ГБР тоже не было особой интриги. Опять же, все девять членов комиссии поддержали Ольгу Варченко. Сейчас она работает начальником департамента процессуального руководства в департаменте по особо важным делам в сфере экономики Генпрокуратуры Украины (в СМИ его часто называют "департаментом Кононенко-Грановского"). В имиджевом плане против Варченко больше всего играла именно эта ее связь с бизнес-окружением президента. А незадолго до начала заседания комиссии экс-депутат Егор Фирсов обнародовал данные тестов, которые проходили все кандидаты в ГБР – у Варченко, как и у Трубы, оказались одни из самых плохих результатов. Впрочем, в конкурсной комиссии объясняли, дескать, свои плюсы и минусы есть у всех, и низкие показатели в одном компоненты могут компенсироваться успехами в другом.
В результате голосования оказалось, что все трое руководителей ГБР – выходцы из прокуратуры
Менее гладко прошло голосование за кандидатуру второго заместителя главы Бюро. Предполагалось, что эту должность может занять "сбитый" с поста директора ГБР Горащенков. Тем более, что в начале заседания зачитали его письмо к комиссии – ранее он выдвигался лишь на пост главы ГБР, а теперь официально предложил себя и на пост заместителя, и комиссия пошла ему навстречу.
Но довольно неожиданно Геращенков получил всего четыре голоса в свою поддержку, как и Алексей Харкевич, 5 "за" было у Григория Усатого, но самую большую поддержку, 6 голосов, получил Александр Буряк. Его поддержали в основном представители условной квоты Народного фронта – замглавы МВД Татьяна Ковальчук, замглавы Минюста Наталья Севостьянова, кандидат юридических наук Денис Монастырский, а также депутат-"фронтовик" Евгений Дейдей, депутат от Батькивщины Владислав Бухарев и глава комиссии Роман Майданик (квота Порошенко).
Татьяна Слипачук, также из президентской квоты в комиссии, предложила провести повторные собеседования с кандидатами, набравшими больше всего голосов. Но "фронтовики" были настроены закончить все поскорее. "Что тут обсуждать, я не знаю", - отрезал Дейдей, а Севостьянова объяснила: в результате голосования определился один лидер, Александр Буряк, другие набрали меньше голосов, значит, обсуждать действительно нечего. Представители президентской квоты с этим нехотя согласились.
Комиссия отрицала какой-то конфликт или тем более нарушения договоренностей по голосованию, но один из них аккуратно намекнул Фокусу: "результаты голосования по второму заму были непрогнозированны".
Александр Буряк работает в органах прокуратуры почти 20 лет, пик его карьеры – замглавы прокурора Киева.
Таким образом, спустя два года после принятия закона о ГБР, наконец-то определились с руководителями этой структуры. Сейчас премьер должен представить кандидатуру главы ГБР президенту, а тот – утвердить ее своим указом. Далее уже сам новый глава ГБР будет утверждать своих заместителей, предложенных комиссией.
В результате голосования оказалось, что все трое руководителей ГБР – выходцы из прокуратуры. "Наверное, зря мы одних прокуроров назначили. Бюро же будет заниматься расследованиями, там реально очень нужен какой-то оперативник…" - размышлял в разговоре с Фокусом один из членов комиссии.
Сейчас начнется долгая рутинная работа по формированию структуры ГБР и отбору его сотрудников. По самым оптимистическим прогнозам,новая структура сможет полноценно заработать не раньше, чем через год.