Петр Порошенко определяется с имиджем на будущие президентские выборы. Кто он: хозяйственник, миротворец, евроинтегратор или защитник государственности. Ответа пока нет
411 дней. Столько осталось до 31 марта 2019 года, когда в Украине должны состояться очередные президентские выборы. Среди множества фамилий в избирательном списке кандидатов наверняка окажется и действующий президент страны Петр Порошенко — вариант с "преемником" в его Администрации пока категорически отбрасывают. На том схожесть между последними выборами главы государства и предстоящими заканчивается.
Тогда, в конце весны 2014-го, боевые действия на Донбассе набирали ход и население в страхе ждало полномасштабного вторжения российских войск (многие, незачем скрывать, наоборот, надеялись на московских "спасителей"). У людей была вера в то, что решить конфликт в Восточной Украине удастся довольно быстро и без большого кровопролития. Однако война не закончилась. Да и по подавляющему большинству показателей нам все еще далеко до довоенного 2013 года. Но что еще важнее в контексте выборов — настроения избирателей. Люди очень разочарованы происходящим. Так, по опросу Киевского международного института социологии (КМИС) и Фонда "Демократические инициативы" (ФДИ), 41% населения считает, что после смены власти в стране не было проведено ни одной успешной реформы, еще 35% думают, что сделано не больше десятой от всего необходимого.
Возможно, украинский обыватель привык воспринимать окружающий мир в излишне темных тонах и не видит, что при нынешней власти Украина получила безвиз с ЕС, смогла остановить расползание сепаратистской опухоли на всю страну, укрепила армию и добилась точечных успехов во многих других сферах? Возможно. Но все это не дает ощущения "жизни по-новому", как в 2014 году обещал избирателям Порошенко. Это и есть едва ли не главная проблема действующего президента за год с лишним до новых выборов.
Фактор войны
Сейчас Порошенко рассматривает несколько вариантов своего позитивного позиционирования на 2019 год: хозяйственник, миротворец, борец с коррупцией, евроинтегратор, защитник государственности и т. д. Однако на Банковой до сих пор не определились с имиджем, хотя множество стратегий уже лежат на столе у президента.
По сути, перекрыть весь негатив своего правления Порошенко мог бы одним — миром на востоке и реинтеграцией оккупированных территорий в состав Украины. Согласно тем же соцопросам, именно война остается главной проблемой для граждан.
Но закончить ее до дня выборов глава государства не успеет. Дело даже не в том, что до них осталось немногим более года, а мирный процесс по Донбассу стоит на месте. Идеальный для многих вариант урегулирования, когда российские войска добровольно уходят из ОРДЛО, прихватив с собой самых отпетых коллаборантов, а оккупированные территории и граница бескровно возвращаются под контроль Киева — практически нереален.
Как и то, что пособники агрессора понесут заслуженное наказание, а остальное население опять научится жить в единой соборной Украине без "особых статусов", "народных милиций" и прочего.
Так или иначе власти придется идти на компромиссы, пусть даже временные. Для этого может ожить идея создания в ОРДЛО некой "временной администрации" во главе с людьми, согласованными между Киевом, Берлином, Вашингтоном и, самое главное, Москвой. Ключевое слово здесь — согласованными. То есть теми, кто точно не устроит значительную часть проукраинского электората. И это лишь один из вариантов развития событий. Во всех других определенные уступки со стороны Киева почти неизбежны, а значит, их смогут использовать конкуренты Порошенко по условному "промайдановскому" лагерю. Рискнет ли действующий президент за считаные месяцы до выборов согласиться на резкие изменения донбасского ландшафта — вопрос открытый, потому что в будущей пиар-войне за умы граждан победа может достаться соперникам.
Скорее всего, пока все будет оставаться так, как есть. До утверждения четкой имиджевой стратегии на выборы-2019 глава государства продолжит делать ставку на политику "сотен малых дел" и "тысяч пожатых рук", разъезжая по стране, перерезая ленточки и фотографируясь с местным партхозактивом.
Нажмите для увеличения
Коварные рейтинги
Выборы — это соревнование, где важно не столько самому показать хороший результат, сколько опередить конкурентов. Еще осенью рейтинг Петра Порошенко был выше, чем у Юлии Тимошенко, но сейчас ситуация изменилась. Последний соцопрос "Деминициатив" и Центра Разумкова показал, что на первом месте Юлия Тимошенко с 12%, на втором — Порошенко с 10%, далее плотной группой расположились Вадим Рабинович, Олег Ляшко, Юрий Бойко, Андрей Садовый и другие. Отрыв между местами редко превышает статистическую погрешность, потому не столь важно, у кого третье место, а у кого — пятое, в следующем соцопросе они вполне могут поменяться.
С учетом этого еще в 2016-м на Банковой разработали адекватный ситуации план: создать единую партию власти. То ли на базе Блока Петра Порошенко с привлечением "Народного фронта", то ли с нуля — не столь важно. Тогда президент смог бы не опасаться конкурентов из того же провластно-промайдановского лагеря и рассчитывать, что оппозиция, по давней украинской традиции, не сможет объединиться. План учитывал и следующие за президентскими парламентские выборы в октябре 2019-го. Акционеры будущей "сверхпартии" должны были договориться о призах, то есть о должностях, еще до начала гонки и дальше совместно работать на результат весной и осенью 2019 года. Мажоритарщики стали бы ВИП-агитаторами за Порошенко на президентских выборах в обмен на зеленую улицу для себя на выборах в ВР. Шансы на изменение избирательной системы на чистую пропорционалку с открытыми списками были минимальными что тогда, что сейчас, несмотря на успешное голосование соответствующего законопроекта в первом чтении.
Сейчас, по сообщениям источников Фокуса из разных лагерей, идею единой партии заморозили на неопределенный срок. В конце прошлого года "Народный фронт" показательно напомнил о себе, проведя партийный съезд и заявив о намерении участвовать в будущих выборах, одновременно затроллив Порошенко идеей о конституционной реформе и ограничении президентских полномочий, которую глава государства публично отвергает.
Частичное сотрудничество между двумя опорами власти, БПП и "фронтовиками", наверняка будет. Так, в качестве предполагаемого главы избирательного штаба Порошенко в кулуарах чаще всего называют фамилию одного из лидеров НФ Александра Турчинова. Впрочем, это не означает, что другие стейкхолдеры этой партии вроде Арсения Яценюка и Арсена Авакова обязательно окажутся с ним в одной лодке. Да и время, чтобы окончательно определиться, у них еще есть, как минимум до осени, когда гонка вступит в горячую фазу, а политические перспективы Порошенко станут более определенными.
Оппонент на второй тур
Перманентной для Банковой остается и задача поиска выгодного партнера на второй тур выборов. Идеально — "пророссийского" кандидата, которого Порошенко наверняка победит, если жители ОРДЛО не будут голосовать, на что почти не осталось шансов.
Согласно данным последнего соцопроса ФДИ и Центра Разумкова, каждый пятый из тех, кто собирается идти на выборы, не определился со своим фаворитом, еще 14% не решили, будут ли голосовать вообще, или отказались отвечать социологам. То есть поле для маневра очень большое. Из-за такого числа неопределившихся вполне возможны сюрпризы. Так, 4% в этом соцопросе набрала виртуальная партия "Слуга народа" во главе с Владимиром Зеленским. В этом случае можно справедливо говорить об инфантилизме украинских избирателей, готовых проголосовать за любого шоумена из телевизора только потому, что он говорит простые и понятные вещи, не имея ни политической программы, ни своей команды. Но условный Евгений Кошевой в качестве кандидата на пост спикера Верховной Рады — это перебор даже по украинским меркам.
- Читайте также: Слово Порошенко. Что уже успел пообещать президент в 2018-м
С другой стороны, это показывает, что постмайдановские элиты так и не смогли удовлетворить запрос украинцев на "новую жизнь". Потому в Украине нет ни одного(!) политика, уровень доверия к которому превышал бы уровень недоверия. И следующий президент Украины наверняка окажется лучшим среди худших, чего ему может быть вполне достаточно.