В Украине опять заговорили о возможной легализации теневых доходов как для бизнеса, так и для обычных граждан. Но шансы и желание украинцев попасть под такую амнистию под большим вопросом
Президент Петр Порошенко публично выступил за проведение в Украине амнистии капиталов. "Я предлагаю еще раз вернуться к обсуждению так называемой нулевой декларации. Мы не можем говорить о том, что каждый украинец в чем-то виноват, надо дать возможность каждому украинцу заплатить налог в соответствии с законом, завести деньги в Украину, инвестировать их в украинскую экономику и чувствовать себя свободным гражданином свободной страны", — заявил он на недавней встрече с представителями бизнеса. Одновременно Порошенко уточнил, что прямо сейчас такой законопроект подавать не будет. Его представитель в парламенте Ирина Луценко считает, что данная инициатива получит поддержку депутатов. "Политическая воля есть, и, думаю, поддержка в зале тоже будет", — сказала она. На самом же деле перспективы введения "нулевой декларации" в Украине, особенно в предвыборный год, очень туманны.
Выйти из тени
Амнистия капиталов или, как ее называют, налоговая амнистия — возможность узаконить все свои теневые доходы и имущество, не объясняя государству, откуда они появились. При этом человеку не придется платить налог за то время, пока капитал находился в тени. Он также получает гарантированную защиту от уголовной ответственности по этим активам сейчас и на будущее. В обмен на это необходимо уплатить небольшой налог от легализируемой суммы, обычно он составляет не более 10%.
Смысл этой инициативы очевиден. Во-первых, зафиксировать реально сложившееся положение дел в стране, подвести своеобразную черту под прошлым, после которой граждане должны стать более законопослушными, поскольку за "амнистией" зачастую следует ужесточение наказания за неуплату налогов и прочие экономические преступления. Во-вторых, что важнее, таким образом достигается детенизация экономики, в нее возвращаются ранее выведенные деньги.
В Украине идея проведения амнистии капиталов и "нулевого декларирования" озвучивается не первый год. Дело даже не в том, что большинство представителей нынешней элиты свои начальные капиталы заработали сомнительным путем. На данный момент, по разным оценкам, от трети до половины всей украинской экономики находится в тени. Поэтому даже частичная детенизация, которая произошла бы в результате введения "нулевой декларации", принесла бы огромный доход в госбюджет.
Два года назад в результате налоговой амнистии правительство Индонезии всего за 9 месяцев вывело из тени $367 млрд
В последний раз тема налоговой амнистии активно обсуждалась осенью 2016 года. В СМИ даже попал предварительный текст законопроекта, разработанного профильным комитетом Верховной Рады. Помимо собственно амнистии взамен на уплату 5%-го налога документ предусматривал жесткий непрямой контроль над дальнейшими расходами декларантов. Главная идея сводилась к тому, что человеку дают возможность показать все, чем он владеет, но после ему придется жить согласно своим доходам, крупные траты должны отслеживаться соответствующими подразделениями Государственной фискальной службы.
Однако такая концепция вступала в противоречие с электронным декларированием госчиновников, первая волна которого к тому времени как раз закончилась. Страна взахлеб обсуждала задекларированные мешки с наличностью, коллекции золотых часов, картин, храмы и даже мощи. Предполагалось, что декларации будут тщательным образом изучены официальными контролирующими органами, а чиновники-коррупционеры, которые не смогут объяснить происхождение своих богатств, понесут наказание. На этом настаивали и западные партнеры Украины, и отечественные антикоррупционные активисты. Но ничего подобного на практике не случилось, а идею "нулевой декларации" опять положили под сукно.
Без гарантий
Очевидно, что налоговая амнистия в любом формате затронет граждан с различными интересами. По мнению эксперта Реанимационного пакета реформ Александра Леменова, главные бенефициары от возможной амнистии капиталов — не олигархи. "У них есть юристы экстра-класса, которые всегда смогут их защитить, плюс у большинства экономических преступлений, по которым их можно было бы обвинить, давно закончился срок давности. Так что ответственности они могут не бояться", — говорит Леменов.
Кроме того, крупный бизнес давно отладил схему работы через офшоры, поэтому особой необходимости ее менять нет. Да и в целом соблазнить украинских бизнесменов идеей амнистии капиталов весьма непросто. Прежде всего потому, что у бизнеса нет доверия к государству как институту и его обещаниям. Кто может гарантировать, что после очередного политического поворота концепция не поменяется и все выписанные гарантии не будут отозваны?
У многочисленных заробитчан, которых представители власти ставят в фокус нового закона, интерес к "амнистии" тоже неочевиден. Их семьи добились сносного уровня жизни за счет постоянных денежных переводов из той же Польши или Италии. Декларировать это, да еще и платить налог люди не захотят. "Я не понимаю мотивации декларироваться для простых людей. Гражданская сознательность?! После того, как они увидели в декларациях депутатов сотни мешков с наличкой?! Это абсурд!" — считает Леменов.
Как полагают антикоррупционные эксперты, главную выгоду "нулевой декларации" получат действующие чиновники. Хотя подача первых электронных деклараций для них и так стала такого рода амнистией.
Не с того начали
Как полагают антикоррупционные эксперты, главную выгоду "нулевой декларации" получат действующие чиновники
Международный опыт не дает четкого ответа на вопрос, приносит ли амнистия капиталов реальную пользу. Удачным признан опыт Италии в начале 2000-х. Там проводилась одновременно амнистия капиталов и налоговая амнистия, надо было лишь заплатить 2,5% стоимости легализируемого имущества. В страну за два месяца вернулось более 60 млрд евро, бюджет тоже получил миллиардные поступления. Еще больше впечатляет опыт Индонезии, где два года назад всего за 9 месяцев правительство вывело из тени $367 млрд. Свою роль сыграла активная информационная кампания власти и общее желание богатых индонезийцев легализовать свои капиталы по тарифу от 2 до 10%. А вот в Аргентине в конце 1980-х налоговая амнистия провалилась, как в Бельгии в 2004-м и в Грузии в 2005-м. В этих странах легализировали значительно меньше капиталов от запланированных объемов.
Ключевая причина аргентинского провала показательна для Украины — там амнистия капиталов не сопровождалась соответствующими изменениями налогового законодательства. В украинских условиях главными органами, отвечающими за "нулевое декларирование", станут Государственная фискальная служба и Национальное агентство по противодействию коррупции. Оба они нуждаются в реформировании, особенно НАПК, которое до сих пор не может справиться со своими элементарными функциями вроде автоматической проверки поданных деклараций и утопает в постоянных скандалах. До того как эти проблемы устранят, внедрение налоговой амнистии будет неэффективным. Есть и еще один риск — государство должно дать четкий сигнал, что амнистия будет однократной. В противном случае смысла платить налоги и жить по официальным доходам не будет, ведь люди будут знать, что нажитое нечестным путем раз в несколько лет можно будет спокойно легализовать.
"Нулевая декларация должна начинаться не с заявлений, а с реформы ГФС, создания службы финансовых расследований и перезагрузки НАПК. Хуже всего, если из всей многослойной и трудно реализуемой идеи нулевой декларации у нас просто произойдет легализация имущества теми, у кого есть доступ к власти или ресурсам. Для этого есть все шансы, потому что качество институтов в таком случае значения просто не имеет", — комментирует ситуацию Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Украина.
Вполне вероятно, что проведение амнистии капиталов власть сорвет из электоральных соображений. Нетрудно предположить, что реакция избирателей на такую инициативу сведется к следующему: "Чиновники с олигархами всю жизнь воровали, а теперь надо будет им это простить?! Нет уж!" А многочисленные оппоненты власти, которые как раз и ориентируется на "маленьких украинцев", разнесут весть о случившейся несправедливости по всей стране. Политические риски слишком велики. Так что если и стоило проводить "обнуление", то не за год до выборов, а сразу после них, еще в 2014-м, на волне максимальной народной поддержки.