Разделы
Материалы

Цена победы. Сколько стоит избирательная кампания в Украине

Милан Лелич
Фото: pxhere.com

Пока политтехнологи готовятся к приближающимся выборам президента и парламента, а вдоль дорог "расцветают" первые билборды, Фокус выяснял, на какую сумму придется раскошелиться участникам избирательной гонки

Выборы в Украине — удовольствие не из дешевых. Верхней планки расходов не существует. Потому и подсчитать примерный бюджет президентской или парламентской кампании для отдельного кандидата или партии крайне сложно. Значительная часть денег проходит в виде черного нала, используется на заведомо незаконные цели вроде подкупа членов избиркомов, воруется ушлыми штабистами. Но многое зависит от нескольких исключительно политических факторов.

Исходные позиции кандидата/партии. Известному политику или партии вкладывать приходится меньше, чем неизвестным игрокам. Для последних главная задача вначале — добиться хоть какой-то узнаваемости у электората на всеукраинском и местном уровнях.

Задачи, которые ставятся на выборы. Одно дело, если политик всерьез нацелен выиграть, а партия — пробиться в Верховную Раду. Другое — если на выборы идут лишь для того, чтобы засветиться кандидатом и походить в таком качестве на телеэфиры. На предстоящих выборах наверняка будет масса технических проектов с разными задачами, например, целенаправленно "мочить" кого-то из лидеров избирательной гонки. Многие политпроекты засветятся на президентских выборах только для того, чтобы улучшить свои позиции, отладить штабную работу и примелькаться избирателям перед выборами в парламент. В каждом конкретном случае бюджеты и механизмы кампании будут разными.

Подсчитать примерный бюджет президентской или парламентской кампании для отдельного кандидата или партии крайне сложно

Наличие партийной структуры и сторонников-активистов на местах. Одно дело, когда значительную часть работы могут взвалить на себя члены партии и симпатики-волонтеры, которым не надо платить (или платить куда меньше), другое — если агитаторов и штабистов будут набирать "по объявлению" и оплачивать их деятельность по среднерыночным ценам. В таких условиях большое преимущество получают партии с развитой и действующей сетью на местах вроде "Батькивщины" или "Свободы".

Стратегия кампании. Это ключевой момент для определения структуры и размеров бюджета. Судя по всему, на будущих выборах многие кандидаты и партии сделают максимальный акцент на присутствии в СМИ в ущерб другим видам активности. Появление в эфирах центральных каналов тоже оплачивается по разным тарифам (иногда и вовсе бесплатно, если собственник и кандидат — одно и то же лицо или группа влияния). Такие кандидаты могут вообще отказаться от масштабной работы "в поле", тогда как их конкуренты, наоборот, делают ставку на прямое общение с людьми, поквартирные обходы, встречи во дворах и т. д., что в целом может обойтись дешевле.

В случае с мажоритарным кандидатом большую роль играет и то, от какой партии он идет на выборы. Например, на выборах-2012 многие кандидаты от тогдашней оппозиции победили своих конкурентов-регионалов, потративших на кампанию в десятки раз больше денег, только за счет популярности оппозиции и нелюбви избирателей к власти на западе и в центре страны. Также отдельный момент — будет ли кандидат применять различные виды прямого и непрямого подкупа, что может составить львиную долю всего бюджета.

Нажмите для увеличения

Инфографика: Елизавета Букреева