Сольная партия. Какую игру затеял Владимир Гройсман
Как Владимир Гройсман пытается стать независимым политиком и сможет ли он дистанцироваться от Петра Порошенко
В украинской политике прослеживается немало повторяющихся сюжетов, один из которых — история взаимоотношений между президентом и премьер-министром. Меняются их фамилии, времена и даже конституционный ландшафт, определяющий правила игры обитателей властного олимпа, но сценарий развития событий по линии "глава государства — руководитель правительства" остается неизменным. Поэтому когда Владимир Гройсман, которого многие долго считали лишь "человеком Порошенко", начал проявлять самостоятельность, всем стало ясно: в стране намечается традиционный президентско-премьерский батл.
Теперь же, после объявления Гройсманом о планах участвовать в ближайших парламентских выборах, сомнений в политических амбициях премьера не осталось. Вопрос лишь в том, что в связи с этим намерен делать президент? И намерен ли вообще?
Вехи взросления
Успехи нового премьера будут работать на рейтинг президента, прогнозировали аналитики. Судя по всему, так думал и сам Порошенко, недовольный самостоятельностью Арсения Яценюка и стремившийся заменить его на, как казалось, лишенного политических амбиций технократа. Он ожидал, что Владимир Гройсман с головой уйдет в рутинную работу, продолжая демонстрировать лояльность, которую проявлял к главе государства полтора года пребывания в кресле спикера Верховной Рады. Но президент не учел важный нюанс: история успеха молодого градоначальника, сумевшего за годы своего мэрства вывести Винницу по многим показателям в лидеры, свидетельствует о его амбициях, которые, может быть, и не сразу проявятся. Хотя бы в силу несоразмерности масштаба.
Стоит ли удивляться, что хотя, может, больших достижений в работе Кабмина под руководством Гройсмана пока и не наблюдается, но на тех позитивных, которые могли бы подпитать падающий рейтинг власти, Гройсман старается зафиксировать свое авторство. Не учел Порошенко и еще один момент — нынешний премьер готов работать на общий результат, но своими собственными идеями делиться точно не будет.
Первым из наиболее ярких тому примеров стала история с повышением минимальной заработной платы. В октябре 2016-го, менее чем через неделю после утверждения бюджета на следующий год, премьер объявил об инициативе повысить минималку до 3200 грн.
"Продвигая Гройсмана в премьеры, президент рассчитывал, что тот будет пребывать в тени своего патрона и при первом же окрике вернется в Винницу. Но Гройсман быстро освоился и считает, что реформы идут благодаря ему, а не президенту"
Обнаружив отсутствие каких-либо серьезных негативных последствий для себя, Гройсман продолжил игру на опережение. "Продвигая Гройсмана в премьеры, президент рассчитывал, что тот будет пребывать в тени своего патрона и при первом же окрике вернется в Винницу, — делится наблюдениями Виктор Небоженко, директор социологической службы "Украинский барометр". — Но не тут-то было! Владимир Борисович быстро освоился на новом месте и считает, что реформы идут благодаря ему, а не президенту. И что все хорошее, происходящее в стране, связано с Гройсманом, а не с Порошенко. Между ними идет борьба за то, кому быть главным громоотводом. Порошенко думал, что им будет Гройсман. А тот считает, что это несправедливо, пытаясь переложить функции громоотвода на Порошенко".
Очередной удачный ход премьера — он вернул местным громадам землю, находящуюся за пределами населенных пунктов. Речь идет о сотнях тысяч земельных гектаров, которые во времена Януковича отдали в распоряжение Госгеокадастру (в то время — Земельному агентству). Разговоры о важности возвращения этих земель в распоряжение громад, особенно в свете децентрализации, велись с 2014 года. В парламент вносились законопроекты об этом, их не принимали. И Гройсман сумел проявить себя на фоне полной несостоятельности в этом вопросе парламента и президента. 31 января на заседании правительства Кабмин утвердил постановление о передаче 760 тыс. га сельхозземель государственной собственности в распоряжение объединенных территориальных громад.
При этом премьер решил двойную задачу: отобрал пальму первенства у главы государства с его коалицией в парламенте и завоевал авторитет у местных властей. Примечательно, что президентский законопроект, которым решался вопрос земельной децентрализации, был бесславно провален в Верховной Раде. "Реализация идеи передачи земельных ресурсов в управление громадам никак не продвигалась, поэтому Кабмин вынужден был прибегнуть к радикальным решениям, взяв ответственность на себя", — победоносно заявляет Максим Мартынюк, первый замминистра Министерства аграрной политики и продовольствия.
Укрепление кадровой базы
Именно Мартынюка называют фактическим руководителем Геокадастра и "смотрящим" премьер-министра в этой структуре. "Это бывший подчиненный Гройсмана из Винницы, который контролирует вопросы земли и строительства в Кабмине", — рассказывают осведомленные источники Фокуса. Мартынюк "патронирует" Государственную архитектурно-строительную комиссию, которая выдает все разрешения на строительство. Удается ему это, невзирая на статус и. о. министра АПК, в котором он оказался после ухода с поста главы министерства Тараса Кутового, а возможно, и благодаря этому.
Есть еще один пример удачного стечения обстоятельств, в результате которого у руля государственного ведомства оказался ставленник премьер-министра. После отстранения от должности главы ГФС Романа Насирова руководить ведомством временно поручили его заместителю Мирославу Продану. Человеку, работавшему на разных руководящих должностях в налоговой Винницы и Винницкой области и имеющему хорошие отношения с премьером. Владимир Гройсман не побоялся вступить в борьбу за контроль над ГФС с Игорем Кононенко, возглавляющим влиятельное бизнес-крыло президентского окружения, и выиграл ее. Победой премьер-министра в свое время завершился и конфликт вокруг Укрзализныци, которую он отобрал у Министерства инфраструктуры и подчинил напрямую Кабмину.
ЛЮДИ ЯЦЕНЮКА. Голоса "Народного фронта" в парламенте стали для Гройсмана "охранной грамотой" на случай возможной отставки (Фото: Андрей Кравченко)
Таким образом, получив при формировании правительства довольно скромную кадровую квоту (Министерство соцполитики для Андрея Ревы, должность министра Кабинета министров для Александра Саенко и вице-премьерский пост для Владимира Кистиона), премьер за неполные два года работы в разы нарастил свой "стартовый капитал".
В аппаратно-кадровой борьбе на счету у премьер-министра не только победы. Так, виннитчанин Игорь Ткачук, назначенный и. о. гендиректора Укрпочты еще во времена спикерства Гройсмана, не прошел конкурс на утверждение в статусе полновесного руководителя этого госпредприятия. После этого его сразу же назначили и. о. директора ГП "Одесский морской торговый порт". Как рассказывают знающие люди, это предприятие не имеет сколь-нибудь весомых финансовых оборотов в силу того, что не занимается перевалкой грузов. Прозябает оно за счет буксирного бизнеса, в котором вынуждено конкурировать со множеством частных компаний, промышляющих в Одессе. Вскоре Игорь Ткачук продолжил свою карьеру в качестве начальника Одесского филиала ГП "Администрация морских портов Украины". Однако свою причастность к карьере подконтрольного Мининфраструктуры Игоря Ткачука, который вместе с братом тесно связан с "ударовским" крылом БПП, Гройсман публично отрицает.
Как бы то ни было, очевидно, что Гройсман постоянно усиливает свою "кадровую экспансию", где-то назначая близких ему людей, а где-то блокируя назначения, которые ему навязывают.
Скажи мне, кто твой друг
Фундаментом для усиления независимой позиции премьера стал союз с "Народным фронтом". Это сближение было неизбежным в силу явной прагматичности как лидера "фронтовиков" Арсения Яценюка, так и его преемника на премьерском посту. Не испытывая друг к другу особых отрицательных чувств, они легко договорились о сотрудничестве, из которого оба извлекли пользу. Придя в Кабмин, новый премьер не стал в срочном порядке вычищать из правительственных структур людей своего предшественника, переписывать нормативку и ломать налаженные им схемы. А экс-премьер, в свою очередь, помог новичку как можно быстрее и безболезненней сориентироваться в бюрократических хитросплетениях.
"Для того чтобы Гройсман имел шанс остаться перспективным политиком, ему как минимум нужно показать какой-нибудь результат экономического роста, который бы почувствовали люди. Но этого пока нет"
Чуть позже союз премьеров перерос в "дружбу домами". Владимира Гройсмана, не имеющего ни своей партии (местную "Винницкую европейскую стратегию" в расчет не берем), ни фракции в парламенте, пригрел яценюковский "Народный фронт". Скептики криво усмехаются по поводу ничтожно малого рейтинга этой политсилы, но в данный момент такое сотрудничество приносит пользу обеим сторонам. Команда Яценюка, поддерживая Гройсмана, не позволяет Порошенко уравновешивать президентских ставленников, а 81 голос "Народного фронта" в парламенте служит премьеру "охранной грамотой" на случай возможной отставки.
Свое плечо премьеру фракция "Народного фронта" при необходимости принятия нужных Кабмину решений подставляет регулярно. Со своей стороны Владимир Гройсман помогает продвигать идею "фронтовиков" о конституционной реформе, с помощью которой те задумали урезать полномочия главы государства. Явно это проявилось во время последнего выступления руководителя Кабмина в Верховной Раде, где он произнес едва ли не программную речь.
"Нам необходимо наконец принять решение — мы парламентско-президентская страна или президентско-парламентская. Мы должны определить сферы компетенции и ответственности всех уровней власти. Четко указать, кто и за что отвечает. Тогда мы получим совсем другое качество государственного управления", — заявил Владимир Гройсман. При этом он раскритиковал действующую избирательную систему, устраивающую Администрацию президента, и призвал народных депутатов создать Антикоррупционный суд, пообещав "весну реформ".
Чем сердце успокоится?
Это выступление дало еще один повод для обсуждения "автономности" некогда пропрезидентского премьер-министра. Возникает вопрос: возможен ли окончательный разрыв между Гройсманом и Порошенко?
Скорее всего, нет, считает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. "Пребывая в премьерском кресле, Гройсман умудрился создать такую систему сдержек и противовесов, что ему успешно удается маневрировать между выстраиванием своего светлого образа и сохранением рабочих отношений с главой государства", — отмечает политолог. — Но я не думаю, что в нынешней ситуации Гройсман будет усиленно дрейфовать от президента. Да, ситуация у Порошенко не очень хорошая, но не катастрофическая, особенно по части стратегических ресурсов. Демонстрация растущего политического веса — вот основная цель столь "дерзкого" поведения премьера".
Гройсман — элемент политической конструкции, без которого президент пока обойтись не может. Это не совсем золотая акция, но то, от чего Порошенко отказаться не готов. "Пользуясь этим, Гройсман сосредоточен на усилении своего политического веса, чтобы при формировании архитектуры будущей власти под президентские выборы претендовать больше чем на 20%", — комментирует Виталий Кулик.
По мнению руководителя центра "Третий сектор" Андрея Золоторева, за активностью Владимира Гройсмана просматривается поиск оптимального варианта нейтрализации политических угроз своему положению. "Да, он не стал бессловесной марионеткой президента, но и не оформился в самостоятельную фигуру в политике. В прошлом году осмелился на резонансный самостоятельный шаг — поднял минималку, однако не решается на другие, более конфликтные несанкционированные действия", — говорит политолог. По его мнению, премьер все еще находится в связке с президентом и даже в определенной степени под его патронатом, а степень их близости всегда преувеличивалась. Но пока Порошенко не выгодны кардинальные изменения в Кабмине. "Судя по тому, что Гройсману дали возможность избежать неприятной процедуры отчета о работе правительства в парламенте, топить его никто не спешит. Петру Алексеевичу его не кем заменить. Нет такой фигуры, которая прошла бы через Верховную Раду и которую не разорвали бы те разновекторные интересы, которые в ней представлены", — делится наблюдениями Золоторев.
- Читайте также: Найти себя. Каким будет имидж Петра Порошенко на выборах
Сегодня соотношение уровней доверия и недоверия со стороны граждан к Владимиру Гройсману, как у любого другого представителя нынешней власти, практически не отличается от президентского. И это еще не развернули против него информационную войну. "Для того чтобы Гройсман имел шанс остаться перспективным политиком, ему как минимум нужно показать какой-нибудь результат экономического роста, который бы почувствовали люди. Но этого пока нет", — говорит Андрей Золоторев. В такой ситуации бессильны даже самые высококвалифицированные пиарщики. Без существенных достижений в экономике, которые одобрит большинство украинцев, от амбициозности, изворотливости, умения выстраивать систему сдержек и противовесов особого проку не будет.