Кроме России, общую с Украиной сухопутную границу имеют Беларусь, Молдова, Польша, Словакия, Венгрия и Румыния. Фокус искал потенциальную угрозу на западной границе
Самым опасным военным противником Украины является Российская Федерация. За аннексию Крыма и ведение боевых действий на Донбассе, а также снабжение военной техникой и боеприпасами боевиков на оккупированных территориях РФ получила от ООН официальное клеймо — "страна-агрессор". Однако Украина граничит и с другими государствами, вероятность конфликта с которыми не должна отметаться с порога. Фокус искал потенциальную угрозу на западной границе.
Кроме РФ, общую с Украиной сухопутную границу имеют Беларусь, Молдова, Польша, Словакия, Венгрия и Румыния. Опасность вторжения с севера существует только в том случае, если Беларусь окажется под российской оккупацией. В настоящее время, как утверждает президент Беларуси Александр Лукашенко, белорусы могут приехать в Украину "только на тракторе".
Добрососедские отношения
Словакия и Молдова, которые располагаются на западной границе Украины, не выказывают каких-либо агрессивных планов. К тому же на территории Молдовы есть своя "болевая точка" — непризнанная Приднестровская молдавская республика, находящееся в сфере влияния России.
Польша активно развивает свои вооруженные силы (Siły Zbrojne Rzeczypospolitej Polskiej) и обладает, пожалуй, наиболее серьезной армией среди всех восточноевропейских членов НАТО. Численность польской армии — около 100 тыс. человек, а в распоряжении сухопутных войск, помимо техники, доставшейся Польше после развала социалистического лагеря, имеются и западные образцы вооружений. Прежде всего это германские танки Leopard, а также самоходная артиллерийская гаубица Krab. Орудие считается польской разработкой, но состоит из британских, германских и даже южнокорейских комплектующих. Польша извлекла урок из действий РФ в Крыму и на Донбассе, поэтому видит угрозу на востоке прежде всего со стороны Кремля.
Остаются Венгрия и Румыния. Отношения между Будапештом и Киевом последнее время накалены из-за положений закона Украины об образовании, который обязывает вести преподавание в школах на украинском языке. Это нарушает права венгерского меньшинства в Закарпатье, не устают повторять венгерские политики.
Любой гипотетический военный конфликт Украины с западными соседями следует рассматривать через призму их участия в НАТО
А вот в Румынии Киев (на неофициальном уровне) давно видел потенциального противника из-за территориальных претензий к нашей стране.
Неполная боевая готовность
Любой гипотетический военный конфликт Украины с западными соседями следует рассматривать через призму их участия в НАТО. Словакия, Польша, Венгрия и Румыния являются членами Альянса, а Украина — близким партнером. Поэтому в существующей геополитической реальности НАТО не поддержит и не допустит такого рода конфликта. А если представить себе другую реальность, то с чем придется столкнуться Украине — давайте посмотрим.
Как уже говорилось выше, наиболее сложно сейчас складываются отношения нашей страны с Венгрией. В Будапеште открыто говорят о создании венгерских автономий за рубежом, в частности в Закарпатье, а также о необходимости обеспечить представительство венгерских этнических партий в местных советах. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, один из "европейских друзей" президента РФ Владимира Путина, однажды предложил обсудить возможность введения двойного гражданства для всех венгров, проживающих в Украине (этнические венгры в количестве до 150 тыс. человек компактно проживают в Закарпатье). Следует отметить, что им активно раздаются венгерские паспорта. Таким образом Будапешт создает предпосылки для "крымского сценария", но уже в Закарпатской области.
Напомним: в разгар "языкового конфликта" в прошлом году Орбан, как сообщали онлайн-СМИ, поручил министерству обороны проанализировать варианты возможных действий силовых структур на территории Украины для защиты венгерской диаспоры.
Венгерская армия (Magyar Honvédség) обладает довольно скромными возможностями. Недавно стало известно о предстоящем сокращении численности венгерских вооруженных сил с 30 тыс. до 22 тыс. человек. Находясь под коллективным "зонтиком" безопасности НАТО, Венгрия не опасается внешней агрессии и не видит смысла содержать многочисленную армию, рассматривая ее как средство для поддержания стабильности внутри страны. Таким образом, венгерская армия почти в 10 раз уступает по численности вооруженным силам Украины, насчитывающим 250 тыс. человек.
Не слишком впечатляющим выглядит и ее техническое оснащение. Координатор группы "Информационное сопротивление" Константин Машовец анализировал вооружение венгерской армии. В сухопутные войска Венгрии входят пять батальонов, вооруженных советскими БТР-80/80А (370-380 машин), один танковый батальон, оснащенный советскими танками Т-72М1 (30-33 единицы) и разведывательный батальон, вооруженный венгерским аналогом советской боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 (D-944 PSzH).
Сухопутные войска Венгрии располагают также 24 советскими 122-мм гаубицами Д-20, 10-12 чешскими 155-мм самоходными орудиями DANA-ZTZ и 65-70 советскими 82-мм минометами.
Появление венгерских "зеленых человечков" в Закарпатье маловероятно. Будапешт добивается своих целей, действуя политическими методами
Довольно скромно выглядит и венгерская боевая авиация. Ее основой являются 12 шведских многоцелевых истребителей Saab, 18 вертолетов Ми-8 и восемь советских ударных вертолетов Ми-24. "При острой необходимости одна 128-я горно-пехотная бригада, усиленная одним-двумя фронтовыми батальонами "Правого сектора", разгонит этих агрессоров-захватчиков к чертовой матери", — заключает Машовец.
Очевидно, такой характер развития событий считают вероятным и в Венгрии. Как сообщали СМИ, военное руководство без энтузиазма отреагировало на поручение премьера Орбана рассмотреть возможность проведения силовой операции в Украине. Военные признали, что боевой потенциал обеих стран несопоставим, а состояние венгерской армии таково, что "большинство подразделений просто не смогут вместе с техникой и вооружением покинуть свои базы".
Так что появление венгерских "зеленых человечков" в Закарпатье маловероятно. Будапешт добивается своих целей, действуя политическими методами. В частности, Венгрия обещает блокировать все европейские и евроатлантические устремления Украины, пока положения закона об образовании не будут изменены.
Кровь на Днестре
Румынская армия (Forţele Armate Române) выглядит внушительнее венгерской, но уступает украинской. Ее численность составляет более 70 тыс. военнослужащих. С другой стороны, Румыния обладает более мощным, чем Венгрия, бронированным кулаком. Согласно открытым источникам, в распоряжении румынской армии находятся 250 старых советских танков Т-55. Румыния научилась модернизировать эти машины, создав собственные модификации — TR-580, TR-85 и TR-85M1 Bizonul. Последний вариант совместим со стандартами НАТО. Танков TR-85M1 в румынской армии насчитывается более 50 единиц.
Основу румынских ВВС составляют устаревшие советские самолеты МиГ-21, но Бухарест изъявил желание закупить более современные американские истребители F-16. А вот военно-морской флот выглядит мощнее украинского. В нем насчитываются как минимум четыре фрегата, четыре корвета и шесть ракетных катеров. Румыния также располагает речной Дунайской флотилией.
Отметим, что ВМФ Украины "измельчал" после аннексии Крыма. Самой мощной боевой единицей у нас является фрегат "Гетман Сагайдачный". Правда, Украина взялась за создание так называемого москитного флота, построив шесть малых артиллерийских бронекатеров (МБАК) типа "Гюрза-М".
Территориальные споры между Румынией и Украиной касались острова Змеиный в Черном море. По имевшимся предположениям, вокруг этого клочка суши находились большие запасы нефти и газа. Украина требовала признать Змеиный островом, а Румыния — скалой. Статус Змеиного мог оказать влияние на схему разграничения континентального шельфа и в случае удовлетворения требований Украины существенно увеличить пределы ее исключительной экономической зоны, позволив свободно разрабатывать нефтегазовые месторождения.
На сегодняшний день Румыния ищет сотрудничества, а не противостояния, а значит, возможность пролития "крови на Днестре" остается маловероятной
В 2009 году Международный суд ООН признал Змеиный островом, но указал, что он не должен учитываться в пользу Украины при определении ее исключительной экономической зоны и разделе континентального шельфа. Таким образом, румынской стороне отошло 79,34% спорных территорий в Черном море с предполагаемыми источниками энергоносителей.
После разрешения споров вокруг Змеиного назрели противоречия вокруг острова Майкан на Дунае. Строительные работы на румынском Георгиевском канале изменили течение Дуная, сделав возможным судоходство между островом Майкан и украинским берегом (ранее суда могли ходить только с румынской стороны). На этом основании Румыния предложила передвинуть границу ближе к Украине.
При этом Бухарест никогда не забывал о возрождении так называемой Великой Румынии, существовавшей в 1918–1940 годах. Тогда под юрисдикцией Бухареста находились Молдова, Приднестровье, Бессарабия с нынешними украинскими городами Белгород-Днестровский и Измаил, а также Северная Буковина (Черновицкая область). Панрумынские идеи поддерживал, в частности, бывший президент Траян Бэсеску (2004–2014 годы).
Именно в период его правления — в 2012 году — был опубликован роман писателя Кристиана Негреа "Кровь на Днестре" (Sange pe Nistru). В нем описывается гипотетический сценарий вторжения Румынии в Молдову, которому противостоит украинская армия и приднестровские вооруженные формирования. Постепенно в войну втягивается Россия (на стороне Украины и Приднестровья), а также страны НАТО (на стороне Румынии). Роман стал бестселлером и вызвал живейшую реакцию среди румынских читателей. Часть из них утверждали, что "рано или поздно Румыния вернет свои земли".
Сценарии возможного военного конфликта с Румынией моделировались и в Украине. В 2011 году руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук предложил рассмотреть три варианта развития событий: локальный конфликт в Черном море, в бассейне Дуная, а также на Буковине.
Наиболее угрожающе выглядел "буковинский сценарий", в ходе которого, по мнению Тымчука, Румыния могла бы быстро оккупировать Черновицкую область. А поскольку Бухарест уже тогда практиковал раздачу румынских паспортов жителям приграничных украинских областей, то следующим шагом могло бы стать проведение референдума с довольно предсказуемым результатом. То есть повторение известного российского сценария, примененного в 2014 году в Крыму.
Возможности Украины отразить удар Тымчук тогда оценивал как довольно ограниченные. Во-первых, мировое сообщество могло потребовать разрешить конфликт мирным путем. Это автоматически переводило ситуацию в проигрышный для Украины дипломатический вариант урегулирования, оставляя Румынии время для проведения референдума. А во-вторых, успех войсковой операции сильно зависел от степени готовности украинской армии, которая в 2011 году вызывала большие сомнения.
- Читайте также: Адский котел. Почему вину за Иловайскую трагедию украинские генералы должны разделить с Москвой
В 2018 году уровень подготовки и мотивации в рядах ВСУ повысились, но и отношения с Румынией стали другими. В частности, в начале сентября на Дунае прошли первые украинско-румынские военные учения Riverine-2018. В них, кстати, приняли участие два новых МБАК украинских ВМС — "Аккерман" и "Бердянск". Заметно, что на сегодняшний день Румыния ищет сотрудничества, а не противостояния, а значит, возможность пролития "крови на Днестре" остается маловероятной.