Разделы
Материалы

Храм пополам. Какие проблемы могут возникнуть при переходе церквей из УПЦ МП в ПЦУ

Ольга Чёрная, Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images

Верховная Рада приняла закон, регулирующий переход общин из одной церкви в другую.  Силового противостояния пока нет, но страсти по храмам накаляются

Новосозданная Православная церковь Украины растет (ПЦУ). Не проходит и дня без новости об очередном пополнении ее рядов прихожанами, решившими выйти из-под юрисдикции Московского патриархата. Возможно, процесс не столь активный, как прогнозировали инициаторы получения Томоса: 40–50 состоявшихся за последние два месяца переходов церковных общин — это капля в море, ведь Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ (МП) насчитывает более 12 тыс. приходов. Однако с учетом настроений прихожан, половина которых, если верить соцопросам, безоговорочно поддерживает создание единой православной церкви в Украине, число переходов в ПЦУ будет расти.

Способствовать бесконфликтному решению этих вопросов призван и принятый депутатами 17 января законопроект №4128-д о "О внесении изменений в некоторые законы Украины (по поводу подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица)". Согласно которому решение о переходе общины в другую церковь будут приниматься 2/3 голосов. А часть общины, которая может быть не согласна с решением большинства, может зарегистрировать новую общину и заключить договор об использовании культовых сооружений.

Вместе с этим неизбежны споры по поводу того, какого священника хотят видеть люди у себя в храме и на каком языке править службу. А главное — за кем останется право пользования церковным имуществом, самим храмом и земельным участком под ним.

Конфликт как неизбежность

"С утра все село в слезах — благочинный местной УПЦ (МП) Хмельницкого района телефонными звонками грубо шантажирует религиозную общину, которая перешла в Православную церковь Украины. Грозится, что в это воскресенье с "группой поддержки" приедет служить Службу Божию и покажет всем "и самостоятельную Украину, и самостоятельную Церковь, и Кузькину мать заодно!" — написал в Facebook митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский ПЦУ Антоний (Махота).

Привлечение к этой истории внимания СМИ и общественности способствовало благополучному исходу: прихожане Свято-Николаевского храма в селе Доброгорща, парафия которого первой в Хмельницкой области заявила о переходе из УПЦ в ПЦУ, добились своего. Но поток сообщений о том, что "бракоразводный процесс" в церковной среде сопряжен со скандалами и конфликтами, не прекращается.

"На Житомирщине толпа "свободовцев" при участии председателя сельсовета захватила храм УПЦ" — под таким заголовком 14 января вышла новость на сайте Украинской православной церкви Московского патриархата. Протоиерей Павел Линник из Малина утверждает, что его коллегу, священника из УПЦ (МП), не пустили служить, а решение о переходе прихода в ПЦУ принималось "людьми, которые не участвуют в церковной жизни села". События происходили в селе Ворсовка на Житомирщине. После того как его жители на собрании проголосовали за то, чтобы приход перешел в ПЦУ, глава сельсовета опечатал храм святого Николая Чудотворца (памятник архитектуры 1850 года), чтобы сохранить церковное имущество.

Вопрос о переходе из одной церкви в другую решается на уровне религиозной общины. Никто не властен над этим процессом

"Накануне собрания мне позвонили жители Ворсовки, попросили приехать, мол, им так будет спокойнее, — рассказывает Фокусу Николай Полиновский, руководитель Малинской организации ВО "Свобода". — Оказалось, что активисты ходили по селу и собирали подписи — хотели узнать настроение односельчан, а после встретили местного батюшку Василия. Тот стал вырывать листы с подписями из рук, а когда не получилось, эмоционально пригрозил: привезет в церковь ребят в балаклавах. Это очень возмутило людей".

В пятницу вечером, по словам Полиновского, он приехал на собрание и даже получил слово наряду с представителями громады и священником. Решение о переходе в ПЦУ приняли единогласно. Но на следующий день Николаю снова позвонили из Ворсовки: "Меня попросили приехать, сказали, что несмотря на то, что храм опечатан, священники УПЦ (МП) хотят приехать из Малина и открыть его для службы. Прежний же настоятель оказался в больнице, говорят, поднялось давление. В воскресенье мы приехали уже впятером с ветеранами АТО. УПЦ (МП) устроила провокацию — прислали временного священника, который привез с собой два автобуса прихожан из Малина. Я ребятам сказал, что это не война, мы тут просто поддерживаем жителей села, которые демократическим путем решили вопрос".

Новому священнику, приехавшему из Малина, отцу Виталию, пришлось служить на улице — местные жители отказались пускать представителя УПЦ (МП) в храм. За происходящим наблюдали сотрудники полиции и СБУ. "Каждый здравомыслящий священник идет к тому, чтобы на территории Украины была одна церковь, — сказал после отец Виталий. — Но мы должны идти по пути канонов. Национально настроенные молодчики хотят диктовать нам, священникам, как и когда молиться. Это неправильно! Кто эти люди? Определить члена общины может только тот священник, который исповедует, причащает".

Юридическая изнанка

Подобные истории сейчас происходят по всей стране. Судя по всему, быстрого и безболезненного перехода церковных громад из одной юрисдикции в другую не будет. Согласно украинскому законодательству, церковь, будь то УПЦ или ПЦУ, не имеет статуса юридического лица. Им обладают тысячи приходов, каждый из которых на юридическом языке называется религиозной организацией или религиозной общиной. Вопрос перехода решается именно на уровне общины. Никто не имеет юридической власти над этим процессом.

Деятельность религиозной организации регламентируется уставом, который она принимает на общем собрании верующих. На приходских собраниях решают хозяйственные и имущественные проблемы, утверждают новых учредителей прихода (прихожане, которые формально решили создать юридическую структуру) и рассматривают вопросы правоотношений с государством. То есть на собрании не только определяют, нуждается ли храм, скажем, в ремонте, но и голосуют за переход в новую юрисдикцию.

"Как только увидите людей, призывающих силой взять храм, знайте — это московская агентура"

Петр Порошенко

"Первоочередным элементом механизма смены религиозной общиной юрисдикции является волеизъявление прихожан. При наличии такового верующие должны собрать подписи в поддержку "религиозного протектората" и провести собрание религиозной общины в соответствии с ее уставом", — рассказал Фокусу Владимир Пищида, адвокат, юрист судебного блока Investment Service Ukraine.

Если за переход выступает большинство прихожан, община должна внести изменения в устав и зарегистрировать их в предусмотренном законом порядке. При этом, хотя Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" освобождает религиозные общины от обязанности регистрации устава, в случае перехода в другую религиозную организацию данная процедура является обязательной, уточняет юрист.

По словам Романа Тытыкало, руководителя адвокатской компании "Тытыкало и партнеры", в случаях, когда собственник храма — громада села, которая предоставляет его в пользование религиозной общине, люди сами решают, кому в нем служить. "В Западной Украине есть церкви, в которых по предложению местных властей и на основе договоров поочередно проводят службы две религиозные общины — православные и греко-католики", — говорит он.

Директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш уверяет, что вопрос перехода в другую церковь должен решаться на общем собрании религиозной громады, в которую входят не только учредители, но и все прихожане, которые крестили своих детей в этой церкви, приходят в нее на Пасху, жертвуют средства. "После собрания нужно составить протокол, который заверяется подписями, — советует эксперт. — Если все происходит с согласия исполнительной структуры этой организации, то подписями руководителей. Если они не согласны, то подписями всех участников собрания. После подают протокол в орган, который зарегистрировал устав этой организации, и он уже вносит соответствующие изменения. С этого времени громада переходит в подчинение другой религиозной организации и уходит со своей собственностью. Ничего сложного нет. Важно придерживаться процедуры и четко все фиксировать, чтобы потом не было у оппонентов оснований в судебном или другом порядке опротестовать это решение".

Томос преткновения. Создание в Украине единой поместной церкви может обернуться религиозным противостоянием

Когда правовые аргументы исчерпаны

В Украине, по оценкам экспертов, насчитывается около сотни храмов, по поводу принадлежности которых ведутся судебные тяжбы. Опыт прошлых лет показывает, что споры в судах нередко перерастают в столкновения на церковных подворьях. Так, в 2015 году в селе Катериновка Тернопольской области произошла массовая драка между сторонниками Киевского и Московского патриархатов, конфликтовавших за храм Георгия Победоносца.

"Приехали три автобуса "Правого сектора", они оцепили храм по периметру, выбили окна и залезли внутрь. После того как они помолились, мы попросили, чтобы нас пустили в храм. Они отказались. Позже подъехал батальон "Тернополь", и нас продолжили не пускать. Потом произошло силовое противостояние", — рассказывает свою версию произошедшего игумен настоятель Свято-Иоанновского Загаецкого мужского монастыря УПЦ Геронтий. По его словам, служителей УПЦ МП отталкивали дубинками и слезоточивым газом. В результате пострадали более десяти человек. Они попали в больницу с черепно-мозговыми травмами и переломами.

Представители же Киевского патриархата во всем обвинили сторонников УПЦ, которые, по их словам, привезя с собой около 200 неизвестных человек, взялись штурмовать сельский храм. Попали под раздачу и представители Нац­гвардии, пытавшиеся урегулировать конфликт. Несколько из них получили телесные повреждения.

Заместитель главы партии "Правый сектор" Василий Лабайчук в интервью Фокусу признал, что церковные общины, решившие перейти из УПЦ (МП), нередко обращаются к его организации с просьбой о поддержке. Но при этом заверил, что в сам процесс принятия решения о переходе "Правый сектор" не вмешивается. "Мы лишь обеспечиваем защиту громады, пожелавшей поменять юрисдикцию, от титушек. Как это было, к примеру, в Катериновке, когда селян пришлось защищать от приезжих", — рассказывает Лабайчук. И уточняет: "Мы никогда и ничего не захватывали. Что подтверждается отсутствием уголовных дел против нас".

Более 12 тыс. приходов в УПЦ (МП). У новосозданной ПЦУ их около 7 тыс.

Впрочем, это не мешает представителям УПЦ (МП) обвинять "Правый сектор" и другие праворадикальные организации в причастности к "церковному рейдерству". Справедливости ради отметим, что в случаях противостояния сила применяется обеими сторонами. И если до сих пор в ход пускались кулаки, дубинки и газовые баллончики, то нельзя исключить, что в будущем в подобных конфликтах не будут применяться более серьезные "аргументы".

В январе прошлого года сотрудники СБУ провели обыски у представителей организации "Союз православный "Радомир". В результате они изъяли не только медали "Патриот России" и распечатки текстов антиукраинского содержания, но и незарегистрированное автоматическое огнестрельное и холодное оружие, а также множество патронов.

Как сообщила тогда пресс-служба СБУ, ОО "Радомир" предоставляла охранные услуги Запорожской епархии УПЦ (МП) и совершала "умышленные действия, направленные на разжигание национальной, религиозной вражды и ненависти, оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями". В связи с этим открыли уголовное производство, но к ликвидации организации это не привело.

В тексте решения Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины отдельным пунктом стоит призыв воздержаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества, а также от каких-либо насильственных действий. Официальный Киев при каждом удобном случае заверяет в том, что прилагает все усилия для предупреждения противостояния. "Как только увидите людей, призывающих взять силой лавру, монастырь или храм, знайте — это московская агентура", — заявил президент Петр Порошенко, давая понять, кто может провоцировать конфликты.

В то же время министр внутренних дел Арсен Аваков убежден, что сохранение мира в межцерковных отношениях — это ответственность обеих сторон. "Одни не должны форсировать процесс и привлекать к нему экстремистские радикальные силы, а другие должны понимать объективность процесса. Мы никому не позволим применять силовые варианты. Не надо нанимать отряды, чтобы охранять лавру или какой-то храм, отряды с любой из сторон будут нами разоружены, а все силовые попытки будут жестко пресечены", — заявил глава МВД.

Создание единой украинской православной церкви — важнейшее историческое событие, призванное ограничить влияние России на Украину. Но, используя автокефалию в качестве ключевой темы предвыборной кампании, политики должны быть заинтересованы в том, чтобы она не обернулась гражданским противостоянием. Это особенно важно с учетом того, что Украине в нынешнем году предстоит пережить президентские и парламентские выборы, которые сами по себе несут потенциальную угрозу конфликтов и поляризации общества.