Перекричи меня, если сможешь. На что была похожа атмосфера на дебатах и кто пришел на них посмотреть
19 апреля в 12 часов дня Киев своей атмосферой напоминал столицу, готовящуюся к важному матчу по футболу
На перронах метро людей было больше, чем обычно. Некоторые мужчины уже после обеда были слега "под шофе", а в вагонах метро люди говорили об одном и том же. Об ожиданиях. Только на этот раз не футбольных, а политических.
Пока под землей люди разного возраста и социального статуса обсуждали предстоящие дебаты, на земле люди в форме выстраивали ограждения. Центр города перекрыли, три станции метро закрыли на вход и выход. В воздухе летала атмосфера ожидания, неизвестности и легкого страха.
Опасения были вызваны тем, что за несколько дней до этого неоднократно говорилось о возможных провокациях. В самом МВД заявляли, что дебаты на стадионе — формат довольно рискованный, поэтому привлекли 10 тысяч полицейских. Однако худшие ожидания не сбылись. Дебаты прошли мирно, спокойно и... громко.
По примерным подсчетам Фокуса на стадионе было около 20-30 тысяч "болельщиков". И хотя это менее половины полной вместимости НСК "Олимпийский", за час до начала дебатов людей в центре города было довольно много. Люди приехали со всей Украины. Разной внешности, взглядов и степени алкогольного опьянения. Хотя последних мы встретили немного.
"Мы приехали из Литина, Винницкой области. Представляете, нас даже не покормили. На 37 человек выдали 25 билетов", — рассказал Фокусу мужчина средних лет. В ответ на вопрос, заплатят ли ему за эту поездку, он лишь пожал плечами и загадочно улыбнулся. За кого будет голосовать на выборах тоже не сказал, но отметил, что Литин поддерживает Порошенко.
Тут же рядом стояли молодые ребята из Львова. Сказали, что дорогу им оплатила организация "Народный Рух" и искренне заверили, что приехали сюда совсем не за деньги. Слухи о том, что людей привезли на дебаты в Киев за 250 гривен здесь, разумеется, никто не подтвердил, но то, что многие из присутствующих явно не готовы бороться за свою политическую позицию — было видно невооруженным взглядом.
Большинство стоящих возле входа в НСК "Олимпийский" — либо пенсионеры, либо мужчины-работяги за 50, либо женщины с подвыпившим взглядом. Люди явно терялись, не могли сориентироваться, где свои, а где чужие. На дебатах запрещена символика, поэтому им сложно было опознать, с кем они приехали в столицу. Поэтому фразы по типу "Галя, наш головний не тута, а там", были слышны отовсюду. В шаге от Гали натыкаемся на перекупщиков, продающих изначально бесплатные билеты по 30 гривен за штуку.
Вторая категория — молодые хипстеры и студенты. Их было явно меньше, чем первых, но они легко определяли, где вход на стадион.
Были и представители среднего класса. Те, кто явно хотел послушать и подумать. Но, по оценке Фокуса, таких было относительно немного. Заметил Фокус и совладельца UDP, основателя K.Fund Василия Хмельницкого, скромно стоящего в очереди на вход с журналистами и ВИП-гостями.
Еще одни представители рода человеческого, заинтересовавшиеся дебатами — небольшие группки спортивного вида парней, отказывающихся говорить о своих политических симпатиях. Молодые люди не были похожи на ультрасов, но явно демонстрировали спортивную злость. Впрочем, несмотря на их присутствие, дебаты прошли довольно спокойно. Уже во время выступлений стало понятно, что главная задача тех, кто прибыл сюда автобусами или приехал самостоятельно — перекричать нелюбимого кандидата. Если люди на трибунах еще хоть как-то пытались слушать Порошенко и Зеленского, то в фан-зоне царила атмосфера абсолютной эйфории. Здесь не важно было, что соперник отвечает, важнее было правильно на его слова прореагировать — освистать или показать неприличные жесты. Поскольку у Петра Алексеевича сторонников в фан-зоне оказалось больше, то и свистели за него громче.
Когда дебаты закончились и толпа людей вышла на улицы, чувствовалось легкое ощущение счастья. Выглядело так, словно каждая аудитория осталась довольной своим кандидатом. Сторонники Петра Порошенко яро обсуждали то, как он "поставил на место этого клоуна", а электорат Владимира Зеленского радовался тому, что их кандидат "сделал Пороха". И только молодая девушка на выходе, энергично раздававшая листовки с рекламой фестиваля секса и вина, выглядела абсолютно аполитичной. Но уместной.