Разделы
Материалы

Деньги партии любят. Каким политическим силам идут средства из государственного бюджета Украины

Екатерина Мацегора
Фото: УНИАН

22 апреля Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК) выделило политическим партиям средства на их уставную деятельность во втором квартале текущего года. Больше всех досталось "Народному фронту" и БПП "Солидарность". Фокус разбирался, способствует ли реформа политических финансов большей прозрачности в деятельности партий

Реформа политических финансов началась 1 июля 2016 года после вступления в силу закона "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно противодействия политической коррупции". С того времени политические партии подают ежеквартальные отчеты в Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК) о своих доходах и растратах. И с той же регулярностью – один раз в квартал – получают из государственного бюджета деньги на свою уставную деятельность.

22 апреля НАПК осуществил перевод 36 млн 363 тыс. 350 грн "Народному фронту"; 35 млн 841 тыс. 525 грн партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность"; 12 млн 231 тыс. 425 грн Радикальной партии; 9 млн 329 тыс. 475 грн Всеукраинскому объединению "Батькивщина"; 32 млн 164 тыс. 600 грн партии "Самопомич" (из этой суммы 14 млн 142 тыс. 12 грн начислены за соблюдение гендерного принципа).

"Оппозиционный блок" не получил средств из-за ведения судебного спора и ряда "взаимоисключающих обстоятельств".

"Общая сумма государственного финансирования на 2019 год, которая будет распределена между политическими партиями, составляет 565 млн 680 тыс. 500 грн. Национальное агентство переводит средства на отдельные счета каждой партии ежеквартально", – сообщает НАПК.

В 2018 году на финансирование уставной деятельности политических сил государство выделило 513 млн 671 тыс. грн. Увеличение расходов по бюджетной программе "Финансирование уставной деятельности политических партий" обусловлено повышением размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Напомним, право на финансирование в 2019 году получили политические партии, преодолевшие на последних парламентских выборах пятипроцентный барьер. После выборов в Верховную Раду в октябре 2019 года норма закона будет действовать для политических сил, заручившихся поддержкой не менее двух процентов избирателей.

Как это происходит

К 2020 году в рамках Стратегии развития НАПК должна быть создана электронная система отчетности политических партий. Пока что квартальные отчеты подаются и в электронном (таблицы Microsoft Excel), и в бумажном виде. В отчетах, находящихся в открытом доступе, указаны только общие суммы расходов, то есть, для общественности эти данные не дают полной информации. А электронная отчетность предоставляет возможность выявить в режиме реального времени факты превышения максимально допустимых сумм взносов, активность их поступления в отдельные дни или промежутки времени, активность доноров из областей, количество взносов, осуществленных централизованно (по номеру расчетного документа).

Авторы "Пособия для политических партий по политическому финансированию", разработанного при поддержке Международного фонда избирательных систем в Украине (IFOS), считают, что для того, чтобы добиться прозрачности политических финансов, необходимо объединить новую автоматизированную систему с другими базами данных – реестром бенефициаров, налоговых должников, базой данных о публичных закупках товаров и услуг. Такой подход позволяет отследить финансовые поступления в избирательные фонды, например, от лиц, не имеющих на это права: иностранцами, лицами, с которыми заключались сделки о публичных закупках, лицами с непогашенным налоговым долгом.

Кроме того, процедура нуждается в упрощении законодательных процедур.

"Значительная часть партий получает средства от своих доноров через онлайн-платежные системы или банковские терминалы, хотя, в соответствии с законодательством, это нарушение порядка предоставления взноса на поддержку политической партии…

НАПК де-факто не сопоставляет данные, поданные партиями в отчетах, с их реальными растратами. Проверка должна касаться данных об офисах и сотрудниках, растрат на СМИ. В НАПК концентрируются на данных из отчетов и мало внимания уделяют мониторингу реальной деятельности партий. Если партия подаст "нулевые" отчеты, но при этом будет активно вести деятельность, по результатам проверки отчетов такой партии НАПК с большой долей вероятности утвердит положительный вывод, поскольку не выявит формальных нарушений", – говорится в пособии.

Эксперты в сфере политических финансов обращают внимание НАПК, Центральной избирательной комиссии и Счетной палаты на то, что:

  • термин "уставная деятельность политической партии" должен иметь четкую интерпретацию;
  • нужно установить ограничения по тем видам уставной деятельности, которые не могут финансироваться за счет Госбюджета;
  • форма отчета политической партии об имуществе, доходах, растратах и обязательствах финансового характера должна отвечать требованиям закона "О политических партиях в Украине";
  • нужно усовершенствовать нормы, определяющие порядок проверки своевременной подачи отчетов;
  • у местных организаций политических партий должны быть отдельные счета для бюджетных средств в соответствии со ст. 17-3 закона "О политических партиях в Украине.

Как рассказывает Фокусу один из авторов пособия, эксперт по вопросам политических финансов Центра политико-правовых реформ Дмитрий Калмыков, несмотря на пользу, которой удалось достичь за счет реформы политических финансов, бюджетные средства используются не совсем эффективно.

"Мы надеялись, что госсредства партии будут использовать на развитие инфраструктуры, взаимосвязей, гендерное равенство. Заметные достижения – это переход многих партий на легальное финансирование, легализация сотрудников, создание офисов. Чем больше у партий финансов, тем больше у них шансов стать финансово независимыми от отдельных лиц или так называемых финансово-промышленных групп. Однако существенных изменений в работе НАПК за год в этом направлении не произошло", – делится наблюдениями с Фокусом Калмыков.

Мировая практика

По данным Европейского информационно-исследовательского центра, в Нидерландах, Финляндии, Швеции запрещено осуществлять взносы в пользу партий анонимным лицам. В Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Португалии, Франции действуют запреты на осуществление взносов юридическими лицами, а в большинстве стран действуют ограничения предельного размера взноса, которые могут быть осуществлены в пользу политической партии.

В Бельгии контроль над расходованием бюджетных средств осуществляет контрольная комиссия и счетная палата. Максимальный годовой взнос от одного юридического лица не превышает 500 евро. Физическое лицо в течение года может поддерживать политическую партию суммой, не превышающей 2 тыс. евро. Но при этом политические силы обязаны вносить в специальный список данные по всем физическим и юридическим лицам, поддержавшим их пожертвованиями или спонсорством на сумму от 125 евро. В случае выявления финансовых нарушений, бюджетная дотация партии на следующий месяц сокращается вдвое.

В Болгарии порядок финансирования политических партий контролирует счетная палата. Взносы в пользу партии от одного лица в течение года не могут превышать 5100 евро. При этом партии вправе получать в бесплатное пользование движимое и недвижимое имущество от физических лиц. Если партия израсходовала средства или пользовалась имуществом в сумме более чем 25 500 евро, она за свой счет обязана провести независимый финансовый аудит.

В Эстонии действует Акт о политических партиях, в соответствии с которым право на получение средств государственного бюджета имеют только партии, представленные в парламенте. Объемы получаемой финансовой помощи пропорциональны количеству мест в парламенте. Эстонские партии не могут принимать пожертвования, превышающие 32 тыс. евро.

В Польше контролирует процесс финансирования партий государственная избирательная комиссия. Максимальный размер годовых взносов от одного физлица не должен превышать $8200 (15-кратного размера минимальной заработной платы). В случае нарушений партия не имеет права получать средств от государства в течение года.

В Латвии за финансирование партий отвечает Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией. Помощь от государства распространяется на партии, преодолевшие 2% барьер. Партии могут принимать взносы только от физических лиц. Общая сумма поступлений от одного человека не должна в течение года превышать 50 минимальных заработных плат.

В Швейцарии отсутствует нормативно-правовое регулирование вопросов финансирования политических партий. С 2017 года в Италии прекращено финансирование уставной деятельности политических партий, однако добровольные пожертвования, не более 100 тыс. евро, разрешены законом.

В США государственные средства выделяются только на финансирование федеральных избирательных кампаний в рамках президентских выборов.