Разделы
Материалы

Так дело не пойдeт. Почему над Петром Порошенко нависла угроза уголовного преследования

Наталия Лебедь
Фото: Михаил Палинчак

Госизмена, отмывание средств сомнительного происхождения, коррупция в энергетической сфере — уголовные расследования по этим делам начаты в отношении Петра Порошенко. Сам экс-президент считает их частью избирательной кампании и происками врагов

После завершения президентской каденции над Петром Порошенко нависла угроза уголовного преследования. Но какие бы обвинения ни предъявляли пятому президенту Украины, в тюремной камере он, скорее всего, не окажется. Во-первых, на страже интересов Порошенко стоит Запад. А во-вторых, уже через два месяца у него, вероятно, будет иммунитет народного депутата — его политсиле практически обеспечено место в будущем парламенте.

Как отомстить "бывшему": пошаговая инструкция

19 мая в Украину вернулся Андрей Портнов, руководивший в Администрации президента Януковича Главным управлением по вопросам судебной реформы и судоустройства. После Революции достоинства Портнов выехал сначала в Россию, затем в Австрию, где и пребывал в пятилетнем "экзиле".

На следующий день после возвращения на родину экс-соратник Януковича обратился в Государственное бюро расследований (ГБР) с заявлением о преступлении. Портнов обвиняет Порошенко в государственной измене. Речь идет о захвате россиянами 25 ноября 2018 года трех кораблей Военно-морских сил Украины и о введении в нашей стране после этого военного положения. Он считает, что цель указа президента Порошенко о введении военного положения — отодвинуть дату президентских выборов и ограничить ряд конституционных прав граждан, в частности де-факто запретить деятельность оппозиционных сил.

22 мая Портнов анонсировал подачу в ГБР еще одного заявления — "об отмывании Порошенко средств и неуплаты налогов на "Кузне на Рыбальском". "Фабула — Порошенко легализовал $300 млн доходов через офшорные компании, заключив несуществующую сделку за счет украденных у украинской армии средств", — пояснил он в своем Telegram-канале.

Через несколько дней Портнов сообщил и о третьем своем заявлении, поданном в ГБР. В нем юрист говорит "об отмывании средств, легализации незаконных доходов и неуплате налогов бывшим президентом Порошенко, который в составе организованной преступной группы завладел телеканалом "Прямой", оформив его на офшорную компанию, фиктивно принадлежавшую бывшему члену Партии регионов Макеенко". Портнов не скрывает, что хочет добиться ареста всех активов Порошенко, о чем заявил в эфире телеканала "112".

И другие сопровождающие лица

$300 млн доходов от предприятия "Кузня на Рыбальском" Петр Порошенко якобы отмыл через офшорные компании, утверждает бывший соратник Януковича Андрей Портнов

Одновременно к атаке на бывшего главу государства подключился депутат V созыва Дмитрий Крючков. Избранный от "Батькивщины" Крючков проработал в парламенте недолго — с 2006 по 2007 год. На досрочных выборах 2007-го он переметнулся к блоку "Кучма", но тот кампанию проиграл. В 2017 году Крючкову предъявили обвинение в хищениях на Запорожьеоблэнерго, после чего около года экс-депутат провел в следственном изоляторе. Из СИЗО Крючков вышел 22 апреля 2019-го — на следующий день после второго тура президентских выборов. А уже 22 мая Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) зарегистрировала четыре уголовных производства на основании заявлений Крючкова. Первое из них касается планов приватизации компании "Центрэнерго". По заявлениям Крючкова, имела место преступная схема, координируемая Петром Порошенко и близким к нему нардепом Игорем Кононенко, в результате которой состоялось хищение госсредств на сумму 6 млрд грн. Открытию дел предшествовал личный прием Крючкова у главы САП Назара Холодницкого.

Третьим, кто озвучил претензии к Порошенко, стал народный депутат от партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Нестор Шуфрич. Он не стал мелочиться и подал заявления на Порошенко сразу в три правоохранительных органа: ГБР, Генпрокуратуру и СБУ.

Шуфрич обвиняет экс-президента в кровопролитии на Донбассе. "Пять лет назад по договоренности с Турчиновым мы вместе с Виктором Медведчуком были задействованы в организации переговорного процесса по урегулированию конфликта на Донбассе. По состоянию на 30 июня 2014 года погибших было, по разным данным, 74–86 человек, неофициально говорили о нескольких сотнях. 23–27 июня состоялись две встречи контактной группы "ОБСЕ — Украина — Россия" с представителями так называемых ДНР и ЛНР. Украину официально представлял Леонид Кучма, Россию — посол РФ в Украине Михаил Зурабов, в обсуждении принимала участие представитель ОБСЕ Хайди Тальявини. Те базовые договоренности, которых удалось достигнуть, могли бы стать основой для урегулирования конфликта".

Затем, утверждает Шуфрич, якобы неожиданно для всех Порошенко отошел от переговорной схемы и отдал приказ начать 30 июня наступательную военную операцию.

Слова Шуфрича, видимо, зацепили Петра Порошенко особенно больно. Бывший президент остановился на этом пункте обвинений детальнее всего. "Когда пытаются обвинить в том, что в 2014 году после десятидневного режима одностороннего прекращения огня по нашим войскам начали вести огонь из всех средств, включая стрелковое оружие, артиллерию, минометы, и я тогда отдал приказ на контрнаступление… В результате контрнаступления мы освободили 2/3 оккупированного Донбасса, и, если это было преступление против Украины, я готов нести ответственность за это "преступление", — отреагировал Порошенко.

Вашингтон будет думать

Вполне возможно, что у преследователей Порошенко ничего не получится. "Мы помним, сколько было возбуждено дел против должностных лиц времен Виктора Януковича, но в большинстве своем это ничем не закончилось. Обычно подобные дела только мобилизуют электорат политиков, против которых их возбуждают. Особенно если все это происходит накануне выборов, а конкретных результатов по этим делам нет", — комментирует Фокусу Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций. По его мнению, те, кто сейчас за всем этим стоит, просто не понимают, что таким образом наращивают рейтинг Порошенко.

А вот Андрей Золотарев, руководитель Центра "Третий сектор", убежден в том, что игра ведется более тонкая. "Я не очень верю в то, что Порошенко накажут. Потому что есть внешние партнеры, давшие ему гарантии личной неприкосновенности. Но на его окружение эти гарантии не распространяются. Фактически преследуется цель сделать Порошенко и его команду токсичными. Если будет политическая воля нового руководства, то многие из соратников Порошенко могут оказаться не в депутатских креслах, а на скамье подсудимых. И на Западе к этому отнесутся нормально, если Зеленский не допустит ошибок при формировании антикоррупционной вертикали и т. п.", — говорит Золотарев.

В том, что Запад будет защищать Порошенко, уверен и Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий: "Дела против Порошенко пока не имеют судебных перспектив. Во-первых, следствие будет длительным. Во-вторых, это только играет на руку Порошенко, потому что может восприниматься как реванш регионалов. В-третьих, он будет иметь мандат народного депутата, что значительно усложнит перспективу его судебных дел. Плюс есть еще один фактор — гарантии стран Запада, которые предоставлены Порошенко. Если коррупцию в оборонной сфере при прямом участии Порошенко не докажут, думаю, это значительно все смягчит".

Теми, кто ныне пытается организовать уголовное преследование Порошенко, движет желание мести, считает Богдан Петренко, замдиректора Украинского института исследования экстремизма. Но подобный пыл, по его словам, могут резко остудить закулисные договоренности.

"Теми, кто ныне пытается организовать уголовное преследование Порошенко, движет желание мести"

"Сегодня желание мести есть, а завтра его может и не быть", — говорит Петренко Фокусу. Ссылаясь на информацию о том, что близкий к президенту Зеленскому олигарх Игорь Коломойский встречался с экс-министром экологии Николаем Злочевским, политолог допускает: "Возможно, все закончится перераспределением потоков, а не привлечением кого-либо к уголовной ответственности". Напомним, что, по заверениям нардепа-беглеца Александра Онищенко, владелец крупнейшей в Украине газодобывающей компании Злочевский передал в свое время Петру Порошенко долю в газовом бизнесе в обмен на закрытие возбужденных против него уголовных дел. И Порошенко (опять-таки по утверждениям Онищенко) отнесся к предложению благосклонно.

Однако имя Злочевского фигурирует не только в этом деле. По неподтвержденным данным, газодобывающая компания Burisma, подконтрольная экс-министру, за присутствие в наблюдательном совете выплачивала огромные суммы Хантеру Байдену — сыну Джо Байдена, экс-вице-президента США, основного соперника Дональда Трампа на предстоящих в 2020 году президентских выборах в США.

Подобные вещи не могут не вызывать негативную реакцию со стороны США. "Если администрация Трампа и в дальнейшем будет активно воевать с демократами, с людьми Байдена и Хиллари Клинтон, то тогда вспомнят и об украинском "кейсе", — считает Кость Бондаренко, директор Института украинской политики. По его мнению, "специально топить Порошенко никто не станет", но при случае ему и его окружению припомнят былые грехи. "Если Америка даст отмашку и скажет "фас!", Порошенко предстанет перед судом. Но если там о нем скажут, как когда-то Рузвельт сказал о никарагуанском президенте Сомосе: "Он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын", тогда ничего не будет", — утверждает собеседник Фокуса.