Разделы
Материалы

Почему Зеленский отменяет указы своего предшественника

Екатерина Мацегора
Фото: пресс-служба президента

Члены Высшего совета правосудия по квоте президента Андрей Василенко и Михаил Исаков, которых президент Владимир Зеленский своим указом отстранил от выполнения обязанностей, подали заявления на отпуск без сохранения заработной платы. Один из них намеревается оспорить свое увольнение в суде. Фокус разбирался, какие цели преследует Зеленский, отменяя указы Порошенко о назначениях членов ВСП по президентской квоте

Андрей Василенко и Михаил Исаков пробыли в составе Высшего совета правосудия (ВСП) чуть меньше месяца. Они были назначены на должность президентом Петром Порошенко 13 мая, в последнюю неделю его пребывания на посту президента. Примечательно, что кандидат юридических наук Василенко был назначен членом ВСП по решению съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений еще 30 июня 2015 года. Кандидат юридических наук, член Высшей квалификационной комиссии адвокатуры Исаков до момента назначения в ВСП работал профессором кафедры специальных дисциплин и профессиональной подготовки в Донецком юридическом институте МВД.

Новый конкурс

Согласно статье 131 Конституции Украины, Высший совет правосудия:

  • вносит представление о назначении судьи на должность;
  • принимает решение о нарушении судьей или прокурором требований относительно несовместимости;
  • рассматривает жалобы на решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора;
  • принимает решение об освобождении судьи от должности;
  • дает согласие на задержание судьи или содержание под стражей;
  • принимает решение о временном отстранении судьи от правосудия;
  • принимает меры по обеспечению независимости судей;
  • принимает решение о переводе судьи из одного суда в другой;
  • осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.

10 июня президент Зеленский отменил указы президента Порошенко №358/2019 и №359/2019 о назначении Василенко и Исакова. Кроме того, Зеленский издал указ №357/2019, которым объявляется открытый конкурс "по отбору кандидатов для осуществления президентом Украины назначения членов Высшего совета правосудия" и утвердил положение о проведении такого конкурса, а также создал конкурсную комиссию по отбору кандидатов.

В состав конкурсной комиссии входят: декан факультета международных отношений Национального авиационного университета, доктор юридических наук Юрий Волошин (по согласию), ректор Национальной школы судей, доктор юридических наук Николай Онищук (по согласию), профессор кафедры административного права юридического факультета Киевского национального университета им.Шевченко, Александр Пасенюк (по согласию), доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ им.Шевченко Ольга Поединок (по согласию) и председатель общественной организации "Экспертный центр по правам человека", кандидат юридических наук Владимир Сущенко (по согласию).

11 июня на сайте высшего конституционного органа государственной власти и судейского управления – таким статусом обладает ВСП, появилось сообщение, что один из членов совета, назначенных по президентской квоте, оспаривает указ Зеленского в суде.

Кроме того, "в связи с создавшейся ситуацией, возможностью ее решить судом, для предотвращения сомнений в правомерности деятельности ВСП ее члены обратились с заявлениями о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, – говорится в сообщении. – ВСП действует в Украине на постоянном основании для обеспечения авторитета правосудия и независимости судей, продолжает выполнять свои функции, определенные Конституцией и законами Украины".

Напомним, ВСП – это коллегиальный орган, действующий на постоянной основе и обеспечивающий независимость судебной власти, отвечающий за формирование добродетельного и высокопрофессионального корпуса судей. В совет входит 21 человек. Десятерых членов ВСП выбирает съезд судей, двоих назначает президент, двоих выбирает Верховная Рада и еще по столько же – съезд адвокатов, всеукраинская конференция прокуроров, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Все этапы формирования и работы этого коллегиального органа детально прописаны в законе о Высшем совете правосудия, вступившем в силу 5 января 2017 года в рамках судебной реформы. В соответствии с ним, срок полномочий членов ВСП – четыре года.

Порядок прекращения полномочий описывает статья 25 закона. Из нее следует, что полномочия члена ВСП президент не вправе прекратить вообще, так как лишиться своего статуса он может, если:

  • завершается срок, на который он назначен;
  • в случае вступления в законную силу обвинительного приговора относительно его;
  • когда член ВСП перестает быть гражданином Украины;
  • если он объявлен без вести пропавшим либо умершим, недееспособным;
  • когда прекращаются полномочия судьи или увольняются с должности судьи на основаниях, определенных Конституцией.

Основаниями для увольнения считаются, в частности:

  • неспособность выполнять обязанности по состоянию здоровья;
  • предоставление заявления об увольнении с должности члена ВСП по собственному желанию;
  • грубое игнорирование обязанностей.

Решение об увольнении члена ВСП принимает орган, который его и назначал. О праве президента изменить членов ВСП по своей квоте указом, прекращающим полномочия предыдущего указа, в тексте закона нет ни слова.

Частная практика

Фокус спросил бывшего министра юстиции (2010-2013 гг.) и председателя Высшего совета юстиции в 2013-2014 годах Александра Лавриновича о причинах появления указа Зеленского и получил такой ответ: "Я не уверен, знает ли президент сам, зачем он это сделал. Незаконными методами законность в стране не возобновляется, и восстанавливать справедливость незаконным способом – тоже не метод. Законы Украины точно предусматривают причины и порядок для увольнения. Но, к сожалению, Зеленский – не первый президент, применяющий практику отмены кадровых назначений. Однако в данном случае назначение может быть отменено только в судебном порядке".

Лавринович утверждает, что восстанавливать справедливость внеправовым методом – путь, который способен создавать больше проблем, чем способов их решения.

"Быстрые решения могут быть, но в рамках права и конкретных норм законов. И речь идет не только об отдельной статье закона по отдельно взятому органу, а о правовом принципе, когда указ президента, постановление Кабинета министров, указ министра и все другие правовые акты отменяются двумя методами: в связи с наступлением смерти человека, которого назначили на должность и который не вступил в должность, или если человек до момента его представления коллективу передумал и официально обратился с письменным заявлением. В таком случае указ, приказ, постановление могут отменяться как нереализованные. Иных вариантов не допускается", – делится своими наблюдениями с Фокусом Лавринович.

Ему вторит депутат Верховной Рады III-VI созывов Тарас Чорновил, который настаивает на том, что "указ президента не может быть его частным документом и что он его не вправе отменить без решения суда".

"Это приблизительно выглядит так, как будто после смерти человека выдается не свидетельство о его смерти, а принимается решение об отмене его свидетельства о рождении, – приводит Фокусу пример Чорновил. – Без решения суда президент может отменять лишь указы о назначении лиц, которых он назначает лично и на должности, которые не имеют срока назначения, либо могут быть отозваны. К примеру, патронатная служба президента, его советники, сотрудники администрации главы государства".

По мнению эксперта, в будущем негативные последствия от сомнительных с точки зрения закона действий Зеленского отобразятся на его рейтингах. "По его действиям можно сделать вывод, что он считает, что может отменить все документы, на которых стоит его подпись иными указами. А к Петру Порошенко в этом контексте возникает один вопрос – почему он затянул процесс, перевел его в политическую плоскость, издав указы о назначении членов ВСП после проведения выборов. Однако если бы он нарушал закон, Зеленский бы воспользовался этим козырем. У действующего президента, напротив, я насчитал уже порядка двух десятков подобных незаконных действий", – рассказывает Фокусу Чорновил, добавляя, что ВСП рискует вернуться во времена "телефонного права", когда на орган правосудия осуществляется административное давление извне.