Разделы
Материалы

Политическая бухгалтерия. На что уйдут миллиарды гривен госфинансирования партий

Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images

Несмотря на то что партии Шария, Ляшко, Тягнибока, Вилкула и Смешко не попали в парламент, в следующем году украинцы заплатят им почти 100 млн грн на партийное развитие. А тем, кто прошел, — в четыре раза больше.

Центральная избирательная комиссия обратилась к Минфину с просьбой предусмотреть в проекте бюджета на следующий год средства на новую программу — "Возмещение расходов политическим партиям, связанных с финансированием их предвыборной агитации на выборах народных депутатов Украины". ЦИК предлагает выделить на это более 2,2 млрд грн. Кроме того, свыше 565 млн грн хотят направить на текущее функционирование партий.

Такая щедрость обусловлена выполнением Закона "О предотвращении и противодействии политической коррупции", принятого в 2015 году. Утверждение документа было одним из условий Евросоюза для предоставления Украине безвизового режима. Иностранные партнеры убеждали: государственное финансирование партий — путь к их независимости от олигархов и крупного бизнеса. Дескать, так же происходит в 39 из 44 стран Европы. В обмен на бюджетные средства партии открывают свою финансовую отчетность, выводя деньги из тени.

Каждому — по способностям

Впервые деньги из госбюджета украинские партии получили осенью 2016-го. Тогда на деятельность пяти из шести политсил, представленных в парламенте, выделили 167 млн грн. "Батькивщина" не успела вовремя подать необходимые документы, поэтому получила лишь часть полагающейся ей суммы. Вовсе от казенных денег отказался "Оппозиционный блок". Правда, уже в следующем году "субсидию" взял. Тогдашний лидер партии Юрий Бойко объяснил такой шаг тем, что раз уж "бюджет грабят", пусть лучше деньги пойдут на политическую деятельность его политсилы.

По подсчетам гражданского движения ЧЕСНО, самую большую госпомощь за минувшие три года получили "Народный фронт" и "Солидарность" — 296 и 292 млн грн соответственно. "Самопомич" получила 262 млн грн, "Оппозиционный блок" — 105 млн грн, Радикальная партия — 100 млн грн, а "Батькивщина" — 70 млн грн.

Примечательно, что сразу же после того, как партии пере­шли на гособеспечение, объем частных пожертвований на их счетах в разы сократился. Например, "Оппозиционному блоку" в апреле 2017-го частные спонсоры перечислили приблизительно 1,5 млн грн, а уже в июне такие поступления упали практически до нуля. Кроме того, на деньги налогоплательщиков полностью функционировал и "Народный фронт".

В то же время накануне президентских выборов объемы частного финансирования партий снова возросли, в том числе за счет средств, перечисленных с помощью подставных лиц. Особенно отличились по этой части "Батькивщина" и Радикальная партия. Например, среди доноров, указанных в отчетах партии Юлии Тимошенко за 2018 год, есть сотрудница автомойки, кассир в супермаркете, мастер маникюра, а также пенсионеры и безработные. Некоторые из них перечислили на счет партии от одного до полутора миллиона гривен.

Заэкранье. Значительная часть госфинансирования идет на телевизионную рекламу

Мы делили апельсин

Размер финансирования партии зависит от ее успеха на парламентских выборах — чем выше результат, тем больше денег.

В нынешнем году вступает в силу норма закона, согласно которой госсредства выделят не только парламентским политсилам, но и тем, кто не прошел в Раду, но набрал два и более процентов голосов избирателей. Логика в том, чтобы охватить финансовой поддержкой даже маленькие политические силы.

Опираясь на предварительные результаты выборов, можно спрогнозировать, что в 2019-м на получение госсредств будут претендовать одиннадцать партий. Среди них как те, кто проходит в Раду — "Слуга народа", "Оппозиционная платформа — За жизнь", "Европейская Солидарность", "Голос", "Батькивщина", — так и те, что набирают не менее 2%, — Радикальная партия, "Сила и честь", "Оппозиционный блок", партия Шария, "Украинская стратегия Гройсмана" и ВО "Свобода".

Сумма, на которую смогут рассчитывать эти партии, зависит от явки на выборах. По данным ЦИК, на парламентских выборах она составила 14,7 млн избирателей, что на более чем миллион меньше, чем в 2014-м.

Сумму, которую должно выделить государство, вычисляют по такой формуле: количество пришедших на избирательные участки граждан умножают на две сотых размера минимальной зарплаты. Это согласно закону. Кабмин же пошел на хитрость, в подзаконных актах заменив минимальную зарплату на прожиточный минимум, размер которого гораздо меньше. Так что в текущем году общая сумма государственного финансирования партий составляет 566 млн грн.

В следующем году она будет около 565 млн грн. Большую часть этих средств получит партия "Слуга народа" — более 225 млн грн. От 11 до 22 млн грн, по прогнозам экспертов ЧЕСНО, достанутся внепарламентским партиям, перешагнувшим двухпроцентный барьер. Так распределят 90% партийных средств.

Еще 10% от суммы получат партии, по спискам которых в ВР пройдут не менее 30% женщин. Например, "Самопомич" до сих пор ежегодно получала около 56 млн грн по "гендерной" квоте, за счет чего сравнялась по уровню господдержки с "Народным фронтом", хотя у последнего больше депутатов в Раде.

Теперь же на дополнительное финансирование за счет достаточного присутствия в списках женщин претендуют лишь две партии — "Европейская Солидарность" и "Голос". Они, по всей видимости, и разделят бонусные 60 млн грн. Кто точно ничего не получит из "женских" денег, так это "Оппозиционная платформа — За жизнь": в проходной части их списка женщин всего 11–12%.

Куда хочу, туда и трачу

Как использовать казенные деньги, партии решают самостоятельно. На них можно арендовать офисы, платить зарплаты, организовывать съезды и даже устраивать банкеты по случаю, скажем, дня рождения партии.

Глядя на отчеты партий за несколько лет, бросается в глаза то, что некоторые из них стали официально нанимать сотни людей в штат, платить "белую" зарплату. Например, до начала госфинансирования у "Самопомочи" в региональных офисах работали несколько десятков человек, а сейчас — более трехсот. Причем значительная часть представленных в прошлом созыве Рады партий, по оценкам экспертов, злоупотребляет бюджетными средствами — тратит их не на развитие партийной структуры или разработку законопроектов, а на рекламу.

По данным Комитета избирателей Украины, в 2018 году на саморекламу партии потратили 293 млн грн. Это 40% всех их расходов. 180 млн грн из них пошли на оплату рекламы на телевидении. В числе тех, кто тратился, — "Батькивщина" (120 млн грн), Радикальная партия Олега Ляшко (36 млн грн) и "Народный фронт" (17 млн грн).

"В неизбирательный период никаких запретов на рекламу за госсредства нет, — объясняет Игорь Фещенко, аналитик гражданского движения ЧЕСНО, занимающийся мониторингом финансирования партий. — Партии этим зло­употребляют. Значительную часть госфинансирования они использовали на печать партийных газет, распространяемых миллионными тиражами, или платили за "джинсу". Например, Радикальная партия системно оплачивала на регио­нальном уровне эфиры депутатов, в частности Олега Ляшко. При этом эфир не маркировали как рекламу".

Другое дело — избирательная кампания. В это время госсредства, выделенные на функционирование партий, использовать запрещено. Такой запрет предусмотрели для того, чтобы у парламентских партий не было конкурентного преимущества по сравнению с другими политсилами, вынужденными жить исключительно на частные пожертвования.

Подайте Христа ради

После завершения выборов партии, находящиеся на гособеспечении, получают компенсацию расходов на агитацию. "Это один из способов борьбы с теневым финансированием партий, — уверен Виктор Таран, политолог, эксперт Реанимационного пакета реформ. — Все просто: на ведение избирательной кампании нужны немалые деньги. Или их будут давать партиям олигархи, получая за это места в списках, или средства придется компенсировать из госбюджета. Последний вариант уменьшает политическую коррупцию".

Упомянутые 2,2 млрд грн, которые Центризбирком запросил у Минфина, должны пойти как раз на возмещение партиям расходов на предвыборный пиар. "Но едва ли каждая из них сможет потратить максимальную сумму", — уверяет Игорь Фещенко из ЧЕСНО. Он показывает свежие данные: в мае и июне нынешнего года за политическую рекламу на 18 центральных телеканалах все партии заплатили 160 млн грн. Так что если в бюджет и заложат 2,2 млрд грн компенсационных средств, их, скорее всего, используют не в полном объеме.

"Зная о таких огромных суммах, партия, баллотирующаяся и проходящая в парламент, будь то "Слуга народа", "Оппоплатформа" или "Голос", могла не ограничивать себя в рекламе, в том числе дорогой телевизионной. Ведь все равно за нее заплатят налогоплательщики. На выборах 2014 года 70–80% расходов политсил приходились на прямую политическую рекламу, — говорит Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины. — На нынешних же выборах их участники также не ограничивали себя в стремлении как можно больше присутствовать в эфире рейтинговых телеканалов. За рекламу, например, "Оппозиционного блока" на "Интере" государство заплатит из бюджета".

Подрезать

В Комитете избирателей Украины считают, что рано или поздно ситуация с компенсацией приведет к скандалу, который нивелирует саму идею госфинансирования партий. "Это опасно, ведь, несмотря на некоторые противоречивые моменты, в мире еще не придумали других эффективных механизмов, как можно обеспечить независимость партий от олигархического влияния", — убежден Кошель. Он предлагает два варианта выхода из ситуации. Первый — в разы уменьшить размер компенсации, до 100 млн грн каждой партии. Второй — запретить тратить деньги на прямую телевизионную политическую рекламу.

"Частично исправить ситуацию мог бы новый Избирательный кодекс, если бы в него заложили норму о запрете телерекламы, — продолжает Кошель. — Но этого не произошло". Кроме того, эксперт утверждает, что государство должно четко определить, на что партии могут тратить бюджетные деньги, а на что — нет. Например, указать, что средства выделяются на работу экспертных центров при партиях, которые могли бы нарабатывать качественные законопроекты.

Игорь Фещенко также выступает за ограничения по тратам госсредств на рекламу, предлагая вообще отменить компенсацию партиям за ведение избирательной кампании. В любом случае полностью отказываться от государственного финансирования партий нельзя. Иначе это снова уведет партийные кассы в тень. Тогда Украина уж точно не решит проблем политической коррупции и зависимости партий от олигархов.