Что Штайнмайер прописал. Чем обернется для Украины рецепт мира, написанный в России
Представитель Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кучма летел 1 октября в Минск с директивой зафиксировать на бумаге "формулу Штайнмайера". Первыми сенсационную новость сообщили российские СМИ. Они рассказали, что Украина согласилась провести выборы в ОРДЛО и принять закон об особом статусе Донбасса и что это первый шаг к встрече Путина и Зеленского.
Президент Украины к представителям СМИ вышел спустя час. В начале брифинга он попытался снизить градус напряжения неудачной шуткой о поведении своего пресс-секретаря, но ему это не удалось. Далее говорил серьезно, но снова неубедительно. Заявил о достигнутых договоренностях об обмене пленными, о разведении сил в Золотом и Петровском, решении провести встречу в "нормандском формате". Журналисты, не дожидаясь окончания спича, стали спрашивать о деталях "сделки": выводе российских войск, условиях амнистии боевиков, присутствии украинской армии в ОРДЛО. Глава государства предпочел уйти от ответов.
Договоренности. Явные и тайные
Формула имени бывшего главы МИДа Германии Франка-Вальтера Штайнмайера появилась в Минске в феврале 2015-го. Тогда дипломат предложил: Донбасс должен получить особый статус на время проведения там местных выборов, а после признания их ОБСЕ демократическими — на постоянной основе.
Спустя четыре с половиной года "формула" появилась на бумаге. 11 сентября советники и помощники лидеров Франции, Германии, Украины и России согласовали текст, который должен был стать основой договоренностей по достижению мира на Донбассе. В нем речь о том, что "закон об особом статусе ОРДЛО вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на внеочередных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а "выборы назначаются и проводятся в соответствии с Конституцией и специальным законом Украины".
Подписать документ планировали в Минске еще 18 сентября, но тогда Леонид Кучма неожиданно озвучил условия, при которых Украина согласится с "формулой". Среди них: полное прекращение огня, вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники, обеспечение в ОРДЛО работы Центризбиркома, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей. В России тут же заговорили о срыве предварительных договоренностей, а министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко призвал сохранять спокойствие, сославшись на "технические недоразумения".
По данным российских СМИ, вопрос упирался в нежелание украинской стороны подписывать совместный документ с представителями террористических организаций. Что похоже на правду, поскольку уже 1 октября в Минске появились пять отдельных писем в адрес спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ в Украине Мартина Сайдика о согласии с имплементацией "формулы Штайнмайера". Под одним из них стоял автограф Леонида Кучмы.
При этом нельзя исключать, что вплоть до октября Украина вела переговоры с Парижем и Берлином о дополнительных гарантиях для нашей страны, связанных с выводом российских войск и контролем государственной границы. Поэтому можно допустить, что кроме "открытых минских писем" существуют еще и "тайные минские протоколы".
Пока же выглядит так, что фиксация "формулы Штайнмайера" на бумаге, в том числе украинской стороной, — это цена, которую нашей стране пришлось заплатить за согласие России участвовать во встрече "нормандской четверки". По прогнозам, она состоится в октябре в Париже. Тогда, скорее всего, мы и узнаем подробности имплементации формулы.
На двух стульях. многие жители "ЛДНР" хотят полной автономии в составе Украины, но восстанавливать Донбасс требуют за счет украинских налогоплательщиков
Тонкости процедуры
О плане дальнейших действий, как и о местонахождении "красных линий", которые президент Зеленский пообещал не переходить, на Банковой предпочитают молчать. Поэтому экспертам и журналистам приходится строить предположения, исходя из анализа минских соглашений и инсайдерской информации. По данным Фокуса, в ближайшее время состоятся обмен пленными и разведение сил. Что из этого в первую очередь — сказать сложно, хотя оба процесса, скорее всего, начнутся со дня на день. Затем произойдет встреча в "нормандском формате". На ней обсудят подробности нового закона об особом статусе Донбасса, детали избирательного процесса там и гарантии безопасности. Определят, кто и как будет контролировать ныне оккупированные территории накануне выборов.
"Пока там будут любые войска, выборов быть не может", — заявил на пресс-конференции Владимир Зеленский. По всей видимости, это означает, что до выборов украинские военные зайти на территорию ОРДЛО не смогут. Скорее всего, накануне и в день волеизъявления стоять на условной линии разграничения смогут только украинские пограничники, внутри же будут находиться представители ОБСЕ — организации, которая пребывает под сильным влиянием России.
После окончания выборов начнется временное действие закона об особом статусе Донбасса. Этот период займет максимум восемь недель — именно столько ОБСЕ может готовить свой отчет. Если она признает выборы демократическими, то временный закон вступит в силу на постоянной основе. Что же произойдет, если выводы ОБСЕ будут негативными, никто не знает.
Украинский парламент должен будет утвердить новую редакцию закона об особом статусе Донбасса. В нее депутаты должны будут имплементировать эту самую "формулу Штайнмайера". Но проекта документа до сих пор нет. Зеленский обещает работать над текстом в сотрудничестве с общественностью, чтобы "зрады не было".
Еще один открытый вопрос: когда будут выведены российские войска с территории Донбасса и в какой момент Украина получит контроль над государственной границей?
Экс-посол Украины в ЕС Константин Елисеев уверен, что, согласившись на "формулу Штайнмайера", Украина сначала должна выполнить политический блок договоренностей — организовать выборы, а уж потом переходить к блоку по безопасности — спрашивать разрешения контролировать границу. При этом дипломат сомневается в том, что после выборов Украине удастся договориться о контроле границы.
С ним согласен и бывший представитель Украины в политической подгруппе ТКГ Роман Безсмертный. "То, что мы сейчас видим, означает выборы под дулами автоматов, что полностью удовлетворяет Кремль", — уверен Безсмертный.
Условия амнистии
Во время подготовки к выборам боевики наверняка потребуют амнистии для себя, ведь большинство будущих "кандидатов" — люди из числа нынешних главарей террористических организаций "ЛДНР". Более того, все эти "пушилины-пасечники" видят себя не просто царьками полностью автономного региона, но депутатами украинского парламента.
В минских соглашениях записано, что амнистию будет гарантировать специальный закон, "запрещающий преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". Но такого закона нет и неизвестно, когда будет. Зато сегодня называется один из критериев, который может лечь в основу документа. По словам Зеленского, амнистировать можно тех, кто "не стрелял".
"А как Украина собирается определять, стрелял конкретный человек или нет? Может, он отдавал преступные приказы, но сам оружие не применял? — рассуждает Надежда Волкова, руководитель общественной организации "Украинская правовая консультативная группа". — Это компетенция правоохранительных органов, которые должны проводить эффективные расследования, получив доступ на ныне неподконтрольные Украине территории. На это уйдут годы".
Так долго ждать представители ОРДЛО не намерены и уже сегодня предлагают свой план по "очищению". Реализовать его они собираются во время ближайшего обмена пленными. После последнего заседания ТКГ в Минске Дарья Морозова, называющая себя омбудсменом на неподконтрольных Украине территориях Донецкой области, сделала заявление. По ее словам, "республики" освободят военных и гражданских заложников только после того, как украинские компетентные органы снимут все обвинения с подозреваемых боевиков, а осужденных помилуют.
В этом случае амнистия может, например, коснуться трех "харьковских террористов", которых судят за совершение взрыва во время проукраинского марша в областном центре. В тот день, 22 февраля 2015 года, погибли четыре человека, в том числе пятнадцатилетний Даниил Дидык. Парень шел впереди колонны с украинским флагом, и террористы, производившие взрыв с помощью дистанционно управляемого устройства, не могли не видеть ребенка. Свободными от уголовного преследования могут оказаться и члены "банды Мангуста". Их обвиняют в захвате Мариупольского городского управления МВД 9 мая 2014-го, в результате которого погибли пять правоохранителей. К слову, члены "банды Мангуста", по информации Фокуса, согласны на обмен и без "очищения", о чем уже подписали соответствующие документы. Но лидеры боевиков выступают против того, чтобы этих людей обменивали в статусе обвиняемых. Поскольку рассчитывают, что снятие с них обвинений станет прецедентом, благодаря которому и "вожди" ОРДЛО смогут оказаться чистыми перед правосудием.
Надежды в ОРДЛО
На неподконтрольных Украине территориях Донбасса тем временем говорят не только об амнистии, но и о полной автономии. Местные "депутаты" и "чиновники" уже приготовились получать украинские пенсии, не выезжая за пределы ОРДЛО, пользоваться не только российскими рублями, но и гривнями, и даже свободно передвигаться по территории Украины, не опасаясь уголовного преследования. При этом, по словам источника Фокуса из близкого окружения главарей "ЛДНР", покинувших свои дома переселенцев пускать назад не спешат — по итогам переписи населения, которая сейчас проходит в Донецке, им не разрешат участвовать в выборах и даже попытаются лишить права владеть оставленным имуществом. Главари самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" Денис Пушилин и Леонид Пасечник сделали совместное заявление местному информагентству, что их цель — "полное самоуправление и самоопределение" региона, и потребовали от Зеленского не диктовать Донбассу свои условия. "Когда он [Зеленский] говорит, что выборы на Донбассе пройдут только после того, как Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит", — угрожают боевики, призывая Зеленского прямой диалог вести именно с ними.
Представители так называемой власти в Донецке и Луганске хотят решать все внутренние проблемы "республик" самостоятельно, но жить и восстанавливать Донбасс планируют на деньги украинских налогоплательщиков и международных партнеров Украины. От помощи России, впрочем, также не станут отказываться.
Активы России
"Россия теперь никакой не агрессор, а исключительно посредник, такой же, как Германия и Франция. Она помогает решать внутренний конфликт в Украине", – Михаил Гончар
Россия, сбросив с себя значительную часть бремени финансовых обязательств перед Донецком и Луганском, политически усилит свои позиции. Во-первых, она уже заставила Украину остаться в "минском болоте", в то время как у нас были шансы выбраться из него. Напомним, что минские соглашения стороны подписали во время активной фазы противостояния, это была вынужденная мера для стабилизации обстановки, сдерживания вооруженной агрессии. Но уже вскоре стало понятно, что этот формат неэффективный, и в Минске ни гуманитарные, ни политические вопросы не решались. Поэтому Украина могла и должна была искать новый формат, нарабатывать новый комплект договоренностей, привлекая международных партнеров, в частности Великобританию и США. Но и Порошенко, и Зеленский были нерешительными, пытались сохранить Минск. Теперь, после подписания "формулы Штайнмайера", путь к миру через белорусскую столицу стал безальтернативным. "Более того, Россия теперь никакой не агрессор, а исключительно посредник, такой же, как Германия и Франция. Она помогает решать внутренний конфликт в Украине", — считает Михаил Гончар, президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI". Другое дело и с ОРДЛО, именно с ними теперь придется вести переговоры, тем более что боевики впервые поставили подписи под документом, как и остальные участники переговоров в Минске.
Во-вторых, Россия окончательно разделила вопрос оккупации Донбасса и аннексии Крыма, хотя как раз в новом формате можно было бы говорить с Россией об этих двух частях Украины в комплексе.
В-третьих, Россия снимет с себя ответственность за разрушение Донбасса и будет добиваться отмены санкций. "Сейчас все молчат об ответственности Москвы, говорят о разведении, а не о выводе войск. Так открывается путь для снятия санкций с РФ", — уверена Ирина Геращенко, экс-представитель президента Украины в ТКГ. "Да, Запад немного поможет, и это обойдется ему в разы дешевле, чем санкции в отношении РФ, которые снимут уже в следующем году", — поясняет нардеп от "Европейской солидарности".
Возможно, Владимир Зеленский и его команда искренне хотят достичь мира в Украине, но вряд ли понимают, какую цену придется за это заплатить. Не надо забывать, что цель Путина — не сохранить контроль в ОРДЛО, а вернуть Украину в сферу своего влияния, чтобы она не стремилась в ЕС и отказалась от НАТО, довольствуясь политическим и экономическим союзом с Россией и находясь "под защитой" ее танков и крылатых ракет.