В субботу, 9 ноября, в Богдановке и Петровском должен состояться второй зеркальный развод войск на Донбассе. Первый после нескольких неудачных попыток завершился в Золотом 1 ноября. Ожидалось, что в Петровском разведение начнется через три дня, 4 ноября. Однако из-за зафиксированных нарушений режима прекращения огня его сместили на несколько дней. Фокус поговорил с экспертами, чтобы выяснить, как пройдет разведение и насколько его результаты приблизят дату проведения встречи в «нормандском формате».
Повод для новых требований
29 октября в Золотом началось первое и, пожалуй, самое проблемное разведение войск, закончившееся 1 ноября.
Для отдельных политических сил это стало отличным поводом для спекуляций, а для радикалов – поводом говорить о том, что власть пытается сдать национальные интересы страны. Представители команды президента Владимира Зеленского, в свою очередь, заявляли о том, что первый шаг на пути к проведению встречи в "нормандском формате" с Россией, Германией и Францией сделан. Последний шаг к этому – разведение сил в Петровском.
"Украина начала отвод войск в Золотом. Следующий пункт – Петровское (если там будет режим прекращения огня). Мы выполняем нашу часть мирных соглашений и ожидаем того же от России. Один последний шаг, чтобы провести саммит в "нормандском формате" в ноябре", – написал Вадим Пристайко, министр иностранных дел Украины, у себя в Twitter.
Изначально планировалось, что военные начнут отход в Петровском 4 ноября. Однако из-за нарушения режима тишины эта дата была перенесена на восьмое, а затем девятое ноября.
Сам президент Владимир Зеленский, судя по последним заявлениям, искренне уверен, что после Петровского ему удастся уговорить коллег по "нормандскому формату" наконец-то назначить дату встречи.
"Нормандский формат" направлен на то, чтобы обновить диалог, который может нас приблизить к полному прекращению войны и возврату наших территорий и обязательно, самое главное, возвращению наших пленных. Условия "нормандской встречи" – это разведение войск в Станице Луганской, в Золотом, именно в Катериновке, потому что Золотых – пять", – заявил глава государства в своем видеообращении, записанном за рулем Tesla.
Однако эксперты, опрошенные Фокусом, сомневаются в том, что встреча "нормандской четверки" состоится хотя бы к концу года. Главная проблема, по мнению Энрике Менендеса, главы аналитического центра "Донбасский институт региональной политики," состоит в том, что Украина имеет слишком слабые позиции для проведения встречи на таком уровне. И удачное разведение войск в Петровском вряд ли станет серьезным аргументом для участников "нормандской четверки".
"Я оцениваю шансы проведения "нормандской встречи" до конца года как 50х50. Дело в том, что мы находимся в ситуации, когда мы ничего не решаем. Украина оказалась в такой ситуации, когда мы живем по чужой повестке – Запада и России. У нашей страны сильных аргументов сейчас, кроме разведения войск, нет", – отметил эксперт.
По его словам, Россия может выдвинуть новые условия, которые должна будет выполнить украинская сторона, чтобы встреча в "нормандском формате" все же состоялась.
"Уже сейчас поползли вбросы, слухи и частичные выводы из полунамеков из речи Путина и Пескова о том, что условием для "нормандского формата" является не только разведение, но и пакет конкретных предложений: согласие Украины на изменения в Конституцию, имплементация какого-то конкретного плана реализации "формулы Штайнмайера". Есть основание предполагать, что именно это они и будут требовать. То есть разведение в Петровском состоится, и на следующий день Россия заявит: вы молодцы, но теперь дайте публичные гарантии о внесении изменений в Конституцию в части особого статуса Донбасса", – считает Менендес.
С ним согласен и Андрей Золотарев, политтехнолог. Однако он говорит, что основным аргументом с российской стороны для отказа в "нормандском формате" станет недостаточная проработка документа, который может обсуждаться на встрече.
"Нельзя исключить, что Россия не выдвинет новые условия после разведения войск в Петровском. Это может касаться проработки до последней буквы документа, который будет обсуждаться на "нормандской встрече". Мол, давайте не будем тратить время на пустые дискуссии, а обсуждать уже готовый документ. Об этом условии говорилось российской стороной ранее, но не в жесткой форме. Если Россия в ближайшие дни уточнит и ужесточит требования, то встреча "нормандской четверки" будет под большим вопросом", – отмечает политтехнолог.
Можно ли придумать новый формат вместо Минска и Нормандии?
О том, что минский формат устарел и его необходимо менять, поговаривали в команде Зеленского уже давно. Фокус писал, что у президента даже пытались внедрить в массы словосочетание "формула Зеленского", которое подразумевало новый формат переговоров и пересмотр самого больного пункта: изменения Конституции в части особого статуса для Донбасса.
"У Зеленского сейчас напряженная ситуация, и он должен решать одновременно ситуацию на нескольких фронтах. Если он не внесет изменения в Конституцию, его легко сделать виновным в срыве "нормандского формата". Если внесет изменения, то получит бунт внутри страны. Поэтому он себя сам загнал в глухой угол. И проблема в том, что он не коммуницировал с обществом по Донбассу изначально, поэтому получил такие пустые симулякры На форуме в Мариуполе президент о Донбассе говорил красиво с точки зрения заявлений, но абсолютно пусто — по содержанию", – считает Энрике Менендес.
Откровенно о том, что Украине надо выходить из Минских соглашений, неожиданно заявили в партии "Голос". В официальном заявлении политсилы говорится, что Россия не готова к конструктивному диалогу и продолжает политику создания контролируемой автономии в составе Украины.
"Такая ожидаемая президентом Зеленским поездка на встречу в "нормандском формате" может принести только две вещи: групповую фотографию и принуждение Украины к миру на условиях Москвы. С выборами и без контроля над границей, потому что так записано в Минских соглашениях. Именно поэтому время признать реалии и выйти из Минских соглашений. При этом не отходить ни на шаг назад: ни на военном, ни на дипломатическом фронтах. Но все должны понять: вернуть Крым и часть Донецкой и Луганской областей на наших условиях пока не представляется возможным", – говорится в официальном заявлении.
Однако эксперты уверены, что на данный момент альтернативы Минским соглашениям, вне зависимости от того, когда состоится встреча в "нормандском формате", нет.
"Минские соглашения зафиксированы как документ, который ратифицирован Советом безопасности ООН. Другого нет. Невозможно сказать, мол, давайте прекратим Минск. В любом случае западные партнеры спросят: а что будет в новом договоре такого, чего нет в старом? Там нет ничего, что можно будет выбросить и что – добавить, чтобы все согласились подписать новый документ", – уверен Энрике Менендес.
"Нужно понять главную вещь: в Минских соглашениях все есть. Ничего нового туда не добавится и ничего старого не уберется. Меню этого блюда уже сформировалось. Все предложения на столе. Сейчас вопрос – в формах и сроках их реализации. Поэтому я не верю, что будут какие-то новые форматы. Теоретически они могут быть, но для этого должны быть чрезвычайно веские причины", – считает Андрей Золотарев.