Формула добробатов. Кто стоит за действиями ветеранов полка "Азов"
Почему "Азов" пытается помешать разведению войск в Золотом, и к чему приведут эти попытки
Подготовка к встрече Владимира Зеленского с Владимиром Путиным при участии президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель идет полным ходом. Она должна состояться в середине ноября, но чтобы это произошло, президент Украины спешит продемонстрировать миротворческие стремления и желание договариваться. Он дал приказ отвести армию от линии фронта в Золотом Луганской области. За этим последует отвод и в районе Петровского.
Однако такое решение главы государства стало камнем преткновения в поисках украинского внутриполитического консенсуса. Зеленскому противятся ветераны, патриоты, националисты и прочие, называя себя "пассионарным меньшинством". В течение всего октября ветераны полка "Азов" и других подразделений ВСУ выходили на акции протеста "Нет капитуляции!" А после отправились в Золотое, где поселились в доме "на нуле" и объявили бессрочную акцию "Останній блокпост". Если президент не погасит их недовольство, это станет тупиком для Зеленского, способным перерасти в гражданскую войну.
"Оружие убери"
26 октября глава государства отправился в Золотое, где неожиданно для ветеранов, пытающихся не допустить разведения сил, зашел к ним в гости. Разговор, как признался сам Зеленский, получился эмоциональным. Вести его президент попытался в максимально неформальной манере: "Мужики, что будем делать? Вот что вы тут делаете, просто интересно?"
Ветераны настаивали на том, что сейчас разводить силы нельзя, поскольку местные жители боятся боевиков, которые придут к ним с неподконтрольных территорий, а также потому, что "на той стороне" к честному и зеркальному разведению сил явно не готовы. Президент же убеждал их в том, что делать это необходимо, иначе даже начать переговоры с Путиным не удастся, а значит, не видать мира. "Любая война заканчивается дипломатией", — говорил президент.
Самый активный участник беседы с главой государства, ветеран полка "Азов" и активист николаевской ячейки "Национального корпуса" Денис Янтарь, рассказывает Фокусу, что с президентом говорили резко. "В целом нормальный разговор получился, — говорит Янтарь. — У нас есть предложения, предметные решения по тому, чего он хочет: по демилитаризации, деоккупации. Но у нас к нему были вопросы, почему он действует именно так, а не иначе? Мы понимаем, что нынешние действия могут привести к новым бессмысленным жертвам, а потому задаем вопрос: зачем это делать?"
Тем не менее в патриотической среде после просмотра фрагментов видеозаписи этой беседы началась форменная истерика: мол, Зеленский "тыкал" Денису Янтарю, общался неуважительно и поставил ему недопустимый ультиматум. Фраза, сказанная Зеленским на повышенных тонах, стала мемом: "Я президент этой страны, мне 42-й год, я же не лох какой-то. Я пришел к тебе и сказал: оружие убери".
Как подтвердили затем и замглавы Нацполиции Украины Вадим Троян, и министр внутренних дел Арсен Аваков, у ветеранов в доме было легальное охотничье оружие. Именно его в конце разговора, перейдя на повышенный тон, Зеленский потребовал вывезти из Золотого. Денис Янтарь подтвердил Фокусу, что на следующий день ветераны самостоятельно вывезли оружие на другие позиции "Азова", чтобы сгладить конфликт.
Впрочем, в тот же день их беседу с президентом прокомментировал лидер "Нацкорпуса" Андрей Билецкий. Он категорически отрицал наличие у патриотов в Золотом незаконного оружия, а требование его убрать назвал "угрозами вне законного поля", выдвинув президенту ультиматум. "Ветераны останутся в Золотом, потому что они имеют такое право, — заявил Билецкий. — Они заслужили это право своей кровью. Если вы решите эти угрозы выполнять, выкинете оттуда ветеранов, то вместо нескольких десятков человек на следующей неделе там будет тысяча. С тысячей не получится — будет десять тысяч. Нас не сломали 2014 и 2015 годы. Вы думаете, что нас сломает ваше желание договориться с врагом любой ценой?"
28 октября в Кремле заявили, что с большим вниманием следили за поездкой Зеленского в Золотое. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил надежду, что Зеленский заставит ветеранов исполнять его приказы, после чего можно будет говорить и о разведении сил, и о подготовке к саммиту "нормандской четверки".
ЕГО СЛОВАМИ. Используя фразу Зеленского о том, что он не лох, активисты требуют от президента остановить отвод войск на Донбассе
Пассионарии и монополия на силу
29 октября параллельно с началом разведения сил в Золотом глава МВД Арсен Аваков заявил: "Порядок такой: эта территория объявлена "желтой зоной", и там не могут находиться люди с оружием. Эти патриоты, которые там находятся, выполнили требование вывезти оружие". Сами же они, по словам министра, решили остаться в Золотом и пока ничего не нарушили.
Но как они туда попали? Дело в том, что оказаться в Золотом без пропуска невозможно, а этот документ без одобрения командующего операцией Объединенных сил (ООС) Владимира Кравченко не получить. Причем в пресс-центре ООС заявляют, что ветераны находятся в Золотом нелегально, что этому факту дается правовая оценка, из чего эксперты делают вывод, что ветеранов в Золотое пропустили не военные. "Как они туда вообще попали?! — задается вопросом Олег Стариков, эксперт в сфере обороны и безопасности. — Это что, значит, любая диверсионно-разведывательная группа туда может пробраться под видом ветеранов?" Сами патриоты считают, что в Золотом находятся на законных основаниях, и никаких законных причин выселять их оттуда не видят.
По мнению политического аналитика Александра Кочеткова, ветераны в "серой зоне" пребывают незаконно. К тому же возникает вопрос: кто финансирует их акцию? "К сожалению, наши ветераны не настолько обеспечены, чтобы проводить подобные акции за свой счет, — говорит Кочетков. — Неважно, кто их финансирует. Речь идет о шантаже главы государства и самого государства в его лице, что абсолютно недопустимо. В этом случае надо применять к организаторам шантажа всю жесткость и крутизну характера".
Почему же Зеленский, имея полное право вытеснить добровольцев из Золотого силовым путем, этого не делает? Наблюдатели убеждены, что, несмотря на колоссальное напряжение между властью и "пассионарным меньшинством", ни одна из сторон не хочет эскалации конфликта. Ведь кредит доверия в обществе высок не только у президента, но и у ветеранов. "Да, монополия на насилие должна быть у государства, — утверждает политолог Олег Саакян. — Однако в 2014 году оно утратило ее. В результате возник лаг доверия между добровольческим движением и государством. Поэтому ситуация, в которой оказался президент, крайне непростая".
Кроме того, по словам эксперта, со времени президентской кампании внутриполитический дискурс поляризован до предела. "Большинство граждан живут в черно-белом мире без полутонов: либо безоговорочная победа, либо капитуляция, — объясняет Саакян. — Плюс провальная коммуникационная политика власти. На Банковой до сих пор апеллируют к результатам выборов, игнорируя альтернативное мнение, чем очень раздражают тех, кто оказался в меньшинстве. Коса все время находит на камень".
В патриотических кругах настаивают: несмотря на то что президент пользуется поддержкой большинства населения, "пассионарное меньшинство", которое даже эмоционально не воспринимает Зеленского и считает его чужим, ощущает моральное право диктовать большинству. "Мы уже столько раз обжигались, что доверия к действиям президента быть не может, — объясняет Денис Янтарь. — Кроме того, у президента пока нет большого опыта в переговорах и ведении войны. Ему надо понять, насколько опасен, циничен и коварен враг".
Многоходовка или тупик
Добровольцы утверждают, что приехали в Золотое по зову сердца, на собственных автомобилях, со своим бензином и за свои деньги. Однако не похоже на то, что у акции нет конечного бенефициара. Аналитики напоминают, что радикально настроенная часть общества всегда более прогнозируема, поэтому создать событийный коридор и провести по нему идеологически заряженных людей легко любому выгодополучателю, кем бы он ни был.
Вполне возможно, это министр внутренних дел Арсен Аваков, о координации действий которого с людьми Андрея Билецкого (а в Золотом — именно они) говорят годами. Активист из радикальных кругов на условиях анонимности рассказывает Фокусу, что ситуационно Аваков и Билецкий могут объединять усилия ради решения каких-то задач. "Билецкий пытается монополизировать акции протеста против капитуляции", — говорит наш собеседник, обращая внимание на то, что одним из основных месседжей на акциях было требование отправить в отставку главу Офиса президента Андрея Богдана. "Это значит, что идет война Авакова против Богдана с помощью людей Билецкого, — уверен активист. — Если влияние Богдана на Зеленского ослабнет, Аваков тут же подставит ему надежное плечо".
Есть и другая конспирологическая версия: то, что мы наблюдали в Золотом, — спектакль с участием самого президента, разыгранный для Меркель, Макрона и Путина. Разыгран он для того, чтобы показать: на существенные уступки в рамках переговоров Зеленский пойти не сможет — патриоты не дают. "Хотелось бы верить, что на Банковой умеют просчитывать и реализовывать такие многоходовки, — говорит наш собеседник. — Это означало бы, что там есть стратегия".
Тем не менее нынешнее позиционное противостояние между президентом и пассионариями может дать старт патовому сценарию, поскольку конфликт между властью и людьми, не желающими признавать попыток мирного урегулирования, принципиально неразрешим.