Через несколько дней после завершения саммита Нормандской четверки украинские парламентарии продлили еще на год действие закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Попросту: закон об особом статусе ОРДЛО. Таким образом украинская сторона 320 голосами нардепов выполнила одно из обещаний, которое дал президент Владимир Зеленский своим коллегам из Германии, Франции и России на саммите.
Этот документ далеко не новый. Впервые он был принят в 2014 году, для исполнения первых минских соглашений, и действовал до 2017 года. Позже Рада каждый год голосовала за то, чтобы продлить его действие. Эксперты рассказали Фокусу, почему депутаты не приняли новый закон об особом статусе Донбасса, и что может быть в новом документе, который будет готовиться уже в следующем году.
Что предусматривает закон об особом статусе ОРДЛО
Напомним, что в законе есть десять основных пунктов. В первом из них разъясняется, что такое особый порядок местного самоуправления в ОРДЛО. Остальные пункты более детально раскрывают этот порядок. Например, в одном из пунктов говорится об амнистии для воевавших сепаратистов. Причем в законе они называются "участниками событий на территории Донецкой и Луганской областей".
Кроме того, в документе прописывается право на "языковое самоопределение каждого жителя". В еще одном пункте четко говорится о том, что полномочия "органов местного самоуправления" невозможно прекратить досрочно.
Также в законе есть довольно скандальная статья о создании "народной милиции" из числа жителей ОРДЛО, а также назначении судей и прокуроров только по согласованию с "органами местного самоуправления".
Почему закон об особом статусе ОРДЛО - мертворожденный
Самым интересным в этом законе является последний пункт. В нем говорится о том, что документ в целом может вступить в силу только после того, как местные органы самоуправления станут полномочными. А перед этим должны пройти местные выборы, в соответствии с законами и Конституцией Украины.
Для того, чтобы местные выборы состоялись, в документе прописан целый ряд условий, в том числе - полное выведение всех иностранных и незаконных вооруженных формирований, участие украинских партий в местных выборах, недопущение незаконного вмешательства в избирательный процесс. В нынешних условиях выполнить все эти условия пока нереально.
И самое главное: в законе до сих пор прописано, что дата проведения местных выборов в ОРДЛО - 7 декабря 2014 года, которая до сих пор так и не была изменена. То есть даже при соблюдении всех остальных условий, выполнить закон физически невозможно.
Почему Рада не приняла новый закон об особом статусе Донбасса
Причина проста: нехватка времени. До конца года осталось всего полмесяца. И депутаты попросту не успели бы написать новый законопроект, который потом должен пройти согласование во всех профильных комитетах, и позже проголосован в сессионном зале. Причем новый документ должен принципиально отличаться от нынешнего, поскольку переписывать старый закон новыми словами - нет смысла, уверен кандидат политических наук Денис Гороховский.
"У нынешних нардепов было два пути: либо пролонгировать действующий закон, либо написать свой новый. В нем может быть изменен статус территорий ОРДЛО, прописана автономия и так далее, но для этого необходимо вносить изменения в Конституцию. Общество пока к этому не готово. И в итоге рейтинг Зеленского со "Слугами народа" из-за такой "зрады" мог упасть ниже плинтуса. Да и за полмесяца пройти все необходимые процедуры - рассмотрение в комитетах, поиск 300 голосов для изменений в Конституцию - нереально", - отметил он.
Именно поэтому, по мнению эксперта, парламент пошел по наиболее реальному варианту, пролонгировав закон, который действует с 2014 года. И уже в течение следующего года в спокойном режиме подготовит новый законопроект об особом статусе Донбасса.
Что будет в новом законе
"В новом законопроекте должна быть прописана некая имплементация формулы Штайнмайера, наиболее дискуссионная часть которой - что реализовывать в первую очередь: местные выборы или контроль над границей, - уверен политолог Алексей Якубин. - Зеленскому удалось на встрече нормандской четверки перенести этот вопрос на следующий саммит. Именно за четыре месяца депутатам надо будет выписать новый документ, который потом будет согласован всеми сторонами".
В то же время, по мнению Гороховского, вносить изменения в нынешний закон об особом статусе Донбасса депутаты не будут. И нормандский саммит в апреле 2020 года никак на это не повлияет.
"Изменения могут быть только одни: минимум, получение статуса автономии. Уверен, что ни сегодня, ни через год Украина на это не пойдет. Поэтому таких изменений в нынешний закон быть не может, а переписывать то же самое, только другими словами - смысла нет.
Даже если в апреле о чем-то договорятся, например, о полном разведении войск, то все эти договоренности можно реализовывать и при действующем законе", - отметил эксперт.
При этом команда президента будет параллельно готовить общество к принятию нового закона об особом статусе Донбасса, и внедрению формулы Штайнмайера уже юридически. И преподноситься это будет, как реализация децентрализации в стране, уверен Якубин.
"Это хотят преподнести через контекст расширения децентрализации. То есть, будут говорить, что вопрос по Донбассу - это и есть децентрализация, и что Украина и так бы это делала, для всех регионов, не только для востока страны", - добавил политолог.