Разделы
Материалы

Забрать игрушку у президента. Что останется от СБУ после ее реформы

Марина Шашкова
Фото: УНИАН

НАТО с 2016 года напоминает Украине о необходимости реформировать СБУ. Задача, которую не смог решить Порошенко, досталась в наследство Зеленскому и нардепам из "Слуги народа". Чего требуют от Украины западные партнеры и как изменится спецслужба после принятия нового законопроекта, разбирался Фокус.

Служба безопасности Украины, сокращенно СБУ, работает по законодательству 1992 года. О ее реформировании заговорили несколько лет назад при президенте Петре Порошенко, когда создавались Государственное бюро расследований (ГБР), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и вносились изменения в работу Генпрокуратуры и судебной системы. Но дальше разговоров дело не пошло. Не в последнюю очередь из-за того, что по действующему законодательству управленческая верхушка спецслужбы тотально зависит от президента. Так что на должность руководителя ведомства всегда ставят очень близкого к главе государства человека.

Несмотря на все разговоры о готовности круто рефор­мировать СБУ, ни в ней самой, ни в парламен­те не знают, как изменится законопроект ко второму чтению

Желание Украины стать членом НАТО изменило расклады. Запад дал понять, что Киев обязан реорганизовать спецслужбу. "Продуманная реформа СБУ способна изменить очень многое. Она будет шагом вперед в борьбе с коррупцией, станет толчком для экономики и повысит инвестиционную привлекательность Украины", — говорил Уильям Тейлор, поверенный по делам США в Украине, в интервью "Европейской правде".

Несмотря на достаточно четко озвученные требования, предыдущая власть не спешила ограничивать влияние СБУ. Осенью 2018 года замглавы представительства НАТО в Украине Шэро Ирон заявила: "Нецелесообразно продолжать откладывать эту критически важную реформу, потому что это серьезно подорвет доверие союзников".

Изменить ситуацию решился Владимир Зеленский. Первый законопроект по его инициативе готовил коллектив СБУ под руководством своего главы Ивана Баканова — в прошлом бизнес-партнера президента, руководившего "Студией Квартал-95". Казалось, что новые лица в политике, ставку на которых сделали украинцы, всерьез взялись за реформирование органа, но ознакомившиеся с документом эксперты в этом засомневались. Так, Елена Щербань, юрист Центра противодействия коррупции (ЦПК), считает, что под распиаренным соусом перемен СБУ хотела сохранить все свои привилегии. К примеру, монополию на прослушку, сокрытие от общественности деклараций своих сотрудников, возможность досудебных расследований преступлений, а также сохранение департамента "К", который занимается вопросами коррупции, контрабанды и криминала.

Когда активисты подняли шум, законопроект президента отправили на доработку. Марьяна Безугла, депутат СН и представитель профильного парламентского комитета, в октябре зарегистрировала новый, дополненный законопроект.

Вторая попытка

Дорабатывали документ почти четыре месяца. К работе пригласили представителей СБУ, народных депутатов, Офис президента, международных партнеров Украины, экспертов. Главной сложностью стало выписать реформу так, чтобы она понравилась Западу, но учитывала отечественные реалии. "Наши партнеры предлагали демилитаризировать СБУ, сократить личный состав и забрать функцию досудебного расследования и расследования экономических преступлений", — рассказывает Фокусу Сергей Пунь, заместитель руководителя по вопросам реформирования СБУ. 

Практически все замечания учтены. К примеру, досудебное расследование действительно переходит ГБР. Но в ЦПК отмечают, что этот шаг власть делает неуверенно: для реализации нормы нужны изменения Криминального процессуального кодекса, а профильный комитет подавать соответствующий законопроект не спешит.

Пора обновляться СБУ до сих пор работает по законодательству 1990-х годов, которое не соответствует современным вызовам

Эксперты считают, что такое промедление обусловлено нежеланием СБУ уже сейчас лишаться следственных полномочий. Предполагается, что эти функции перейдут ГБР лишь в 2024 году, и это беспокоит Романа Костенко, народного депутата из фракции "Голос", бывшего сотрудника СБУ. Он настаивает на сокращении срока, чтобы эффективность реформы можно было оценить еще при нынешнем составе Верховной Рады и в случае чего внести изменения в законодательство.

СБУ якобы не против сокращения срока, но там сомневаются в эффективности ГБР по поимке госизменников. "Есть предложение, чтобы наши следователи перешли работать в ГБР. Но мы не уверены, что кто-то захочет переходить из СБУ в другой орган", — объясняет Пунь.

К 2024-му планируют также сократить штат Службы безопасности. Сейчас здесь работает около 27 тыс. сотрудников, к концу реформы должно остаться 17 тыс. Впрочем, СБУ предлагает не просто сокращать, а оптимизировать работу ведомства. К примеру, внедрить электронный документооборот. Это приведет к увольнению части сотрудников и поднятию зарплат оставшимся. Ключевое, говорят, — не уволить людей с опытом противодействия России.

Спорный вопрос и с милитаризацией СБУ. В ведомстве утверждают, что полностью от нее отказаться, тем самым удовлетворив требование Запада, не могут. По словам Пуня, этому препятствует Конституция, в которой СБУ названа военным органом. Для смены такого статуса на гражданский необходимо менять Основной Закон, этот процесс рискует затянуться надолго. Поэтому в законопроекте предлагают до 2024 года часть сотрудников оставить военнослужащими, часть — гражданскими.

По словам экспертов в сфере борьбы с преступностью, главный прорыв нового законопроекта — ликвидация департамента "К", который часто обвиняют, что он не только борется с коррупцией, но и наезжает на бизнес. Его полномочия должны передать Бюро экономической безопасности, которое планируют создать. В СБУ пока не сформулировали позицию по этому поводу. Пунь утверждает, что коррупция бывает разной, порой она несет угрозу национальной безопасности, и в таком случае без СБУ якобы не обойтись. Но в "Слуге народа", согласно публичным заявлениям, оставлять ведомству Баканова правоохранительные функции не собираются. При этом народный депутат Роман Костенко уточняет, что дискуссии продолжаются вокруг того, сохранить ли СБУ полномочия по предотвращению контрабанды некоторых товаров и услуг. К примеру, химического или ядерного оружия для террористических операций. СБУ хочет оставить эти полномочия, но парламентарии сомневаются в целесообразности этого.

Смена приоритетов

Реформа СБУ предусматривает, что основной задачей ведомства станет контрразведка — обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, а также обеспечение национальной безопасности. "Контр­разведка отныне должна знать, владеют ли, например, украинским мобильным оператором россияне. Современные спецслужбы следят также за тем, чтобы государственная собственность не передавалась во время приватизации или концессии другим государствам", — делится ожиданиями от реформы нардеп Марьяна Безугла. Для этого СБУ хотят наделить правом опрашивать тех, кто имеет доступ к гостайне, дипломатов, находящихся и отправляющихся в длительную загранкомандировку, а также тех, кто работает на ядерных и прочих объектах критической инфраструктуры. Также законодатели предлагают разрешить СБУ опрашивать людей, не раскрывая причин таких разговоров. При необходимости они смогут заходить на частную территорию с согласия владельцев, но не обязаны раскрывать цель визита и свою принадлежность к СБУ. Впрочем, в самой спецслужбе уверяют, что такая возможность у ее сотрудников есть и по нынешнему законодательству.

Продуманная реформа СБУ способна стать шагом вперед в борьбе с коррупцией, толчком для экономики и повысить инвестиционную привлекательность Украины

поверенный по делам США в Украине
Уильям Тейлор

Реформа ведомства также предусматривает возможность СБУ через суд блокировать информационные ресурсы, через которые ведется разведывательно-подрывная деятельность в ущерб Украине. Однако в ЦПК опасаются этой нормы из-за отсутствия детализации того, как будет происходить этот процесс и какие доказательства нужны для принятия такого решения. Без этого СБУ сможет блокировать все, что захочет, включая мессенджеры, если посчитает, что их используют в террористических целях.

Согласно предложенному законопроекту, СБУ обязана также сообщать Центральной избирательной комиссии о политсилах, которых подозревает в сепаратистской или диверсионной деятельности. Таким партиям хотят запретить участвовать в избирательной кампании при условии, если обращение СБУ поступило в ЦИК за 45 дней до даты выборов. Запрет можно будет оспорить в суде. "Действительно, могут быть партии, которые играют на руку нашему агрессору, финансируются за его счет. Но здесь надо прописать четкий механизм и сроки подачи апелляции, чтобы все-таки они участвовали в выборах, если будет доказана их невиновность. Иначе эту норму любая власть может использовать для борьбы с политическими оппонентами", — комментирует Костенко.

Для ограничения политического влияния на СБУ предлагается, чтобы назначала ее главу Верховная Рада по представлению президента с рядом оговорок и требований. Он не сможет руководить ведомством дольше шести лет и быть старше 65. Кроме того, хотят подробно расписать, при каких условиях можно уволить главу органа. Среди них: коррупция, совмещение деятельностей, неудовлетворительная оценка работы парламентом. В последнем случае представление на увольнение подает президент.

Реформа СБУ предусма­тривает, что основной задачей ведомства станет контрразвед­ка — обеспече­ние государ­ственного суверенитета и территориальной целостности Украины

Парламентарии также хотят скрыть от общественности декларации сотрудников СБУ и их родственников. Гражданские активисты такую инициативу критикуют, предлагая компромиссный вариант. В том же ЦПК считают, что руководство СБУ обязано предоставлять данные о своем имуществе и доходах, а вот на работников низшей ступени спецслужбы эта норма может не распространяться.

В самой СБУ один из ее высокопоставленных сотрудников, пожелавший остаться неназванным, в разговоре с Фокусом уверяет, что декларации надо закрыть. Иначе иностранные спецслужбы легко отслеживают не только доходы агентов ведомства, но и их назначения на должности. "Скрытые декларации — это нормальная мировая практика. Но мы не против, чтобы антикоррупционные органы приходили в СБУ и свободно работали с декларациями наших людей, если у них возникают вопросы. Мы готовы улучшить это взаимодействие", — говорит он.

Несмотря на все разговоры о готовности круто реформировать СБУ, ни в ней самой, ни в парламенте не знают, как изменится законопроект ко второму чтению. Народный депутат Роман Костенко прогнозирует, что к документу подадут тысячи правок, и если депутаты учтут лишь те, что совершенствуют предложенные нормы, то реформа СБУ, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, станет успешной. В противном случае все останется как есть, тем более что фракции "Батькивщина" и "Оппозиционная платформа — За жизнь" подали альтернативный законопроект, который практически дублирует действующее законодательство.