Разделы
Материалы

Опасное народовластие. Как аукнется власти новый закон о референдуме

Марина Шашкова
Фото: УНИАН

Во время предвыборной гонки в 2019 году Владимир Зеленский заверил всех, что первой его инициативой будет законопроект о всеукраинском референдуме, однако законом этот документ стал лишь в текущем году. Как его оценивают эксперты?

Для организации референдума необходимо собрать 3 млн подписей по всей стране и подготовить не больше одного вопроса. Спрашивать можно обо всем и даже предлагать отменить некоторые законы. Исключением станут темы, которые противоречат Конституции, ограничивают права и свободы человека, нарушают государственный суверенитет и территориальную целостность страны, а также касаются налогов, бюджета и амнистии, — их на референдуме поднимать нельзя.

Богдан Бондаренко, эксперт по конституционному праву, считает, что в целом закон получился сбалансированным, но у него есть вопросы касательно процедуры отмены законов через референдум.

"Есть несколько точек зрения. Первая гласит, что это неправильно, потому что только парламент является уполномоченным принимать, изменять и отменять законодательство. Другая точка зрения утверждает, что таким образом народ сможет реализовывать право на восстание, когда ему, например, не нравятся принятые парламентом инициативы. И для того чтобы не выходить на революции, все будет решаться мирным путем через референдум", — говорит Бондаренко.

Механизм референдума может стать востребованным у оппозиции перед выборами с целью деста­билизации ситуации в стране

В политической среде наибольший интерес к такой возможности проявляет лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко, которая уже грозится через референдум отменить закон о рынке сельскохозяйственной земли. Остальные политики выжидают. Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины, прогнозирует, что механизм референдума станет востребованным перед парламентскими и президентскими выборами. Тему народовластия могут использовать с целью дестабилизации ситуации в стране, поднимая спорные темы.

"Также могут быть махинации со сбором подписей. Украинская практика показывает, что в случае наличия серьезных средств подписи можно собрать быстро. Практических механизмов, каким образом проверить эти подписи, не существует", — предупреждает эксперт.

Кошель и Бондаренко отмечают, что всеукраинского референдума для народовластия в стране недостаточно. Следующий этап — местные референдумы, которые необходимы для общин. Власть обещает, что этот вопрос решится в ближайшее время.