Регионы vs президент. Кто выйдет победителем из противостояния Зеленского с местной властью
Прошлый год был непростым для Банковой. Кроме борьбы с коронакризисом приходилось бросать силы и на разрешение конфликтов с региональными политическими элитами.
Первым вызов центральной власти бросил мэр Черкасс Анатолий Бондаренко, отказавшись подчиниться решению правительства о жестком карантине и введя местные послабления, не имея на то полномочий. Вслед за Бондаренко осмелели другие мэры. В адрес центра зазвучали обвинения в политике двойных стандартов: в то время как большие торговые сети вроде "Эпицентра" работали, малый и средний бизнес закрывался, а название ресторана "Велюр" нардепа Николая Тищенко ("Слуга народа") стало нарицательным как символ безнаказанности.
В 2021 год центральная и региональная власти вошли мирно. Александр Корниенко, глава правящей партии "Слуга народа" (СН), признает, что все конфликты разрешились после местных выборов, прошедших прошлой осенью.
"Политическая традиция в Украине такова, что во время выборных процессов происходят обвинения друг друга, политическая борьба. Но на следующий день после выборов это все забывается и возникает понимание, что нужно работать вместе", — комментирует он Фокусу. Несмотря на слабые в сравнении с парламентскими выборами результаты СН на местах, региональная власть вынуждена сотрудничать с правящей партией, поскольку та представлена почти во всех местных советах. К тому же децентрализация не закончена и регионы все еще серьезно зависимы от центра.
Реформу местного самоуправления при Владимире Зеленском опрошенные Фокусом эксперты характеризуют по-разному. Юрий Ганущак из Института развития территорий напоминает, что по Конституции у президента нет полномочий заниматься реформой территориальной организации власти: "Но президент и не препятствовал ей. Это уже большой плюс. Именно поэтому реформа положительная".
В то же время Ганущак критикует решение Зеленского создать Конгресс местных и региональных властей при президенте. Этот орган он называет профанацией, так как среди его членов больше представителей центральной власти, нежели местного управления. По словам эксперта, вместо создания таких конгрессов глава государства должен следить, чтобы между правительством и местным самоуправлением было понимание, и вмешиваться только в том случае, если коммуникации не получается.
Анатолию Ткачуку, руководителю Института гражданского общества, оценивать децентрализацию в принципе сложно. "Как можно ставить ей оценку, если непонятно, кто держит в руках политику? Не факт, что ее ведет профильное министерство, не факт, что правительство, не факт, что президент. Нет лидерства", — сетует собеседник Фокуса. Из-за этого, считает он, а также из-за отсутствия понимания философии децентрализации у президента и его команды не все получается.
Однако во власти просят не спешить с оценками, планируя немало новых инициатив касательно реформы, в том числе внесение изменений в Конституцию.