Отклониться от курса. Почему меняется политический вектор Владимира Зеленского
Владимир Зеленский начинал как политик, пришедший объединить Украину. Он обещал повысить зарплаты и пенсии, снизить тарифы на услуги ЖКХ и окончить войну на Донбассе. И граждане ему поверили.
На западе страны бывшего руководителя "Студии Квартал-95" поддержали 57% избирателей, в других регионах — более 70%. Кто-то надеялся, что новый президент пойдет на прямой контакт с Россией, кто-то поверил в его прозападные устремления. Но спустя год стало очевидно, что ожидания первых и вторых не оправдываются: одни ругали его за неспособность заглянуть в глаза Путину, другие предупреждали о "красных линиях". Прогнозированно уровень поддержки президента стал падать.
"Владимир Зеленский надеялся бегать меж капельками — Россией и Западом, но в конце 2020 года, когда стало очевидно, что ни в Минске, ни в Париже договориться о мире не удается, ему пришлось выбирать, — говорит политтехнолог Виктор Бобыренко. — Президент не просто выбрал прозападный вектор развития, но сделал резкий шаг вправо: в его речах появилась националистическая риторика. Сначала он лишь играл роль патриота, но вскоре стал вживаться в нее".
В итоге Зеленский не пошел на условия Путина по Донбассу, вызвал критику лидеров пророссийских сил в Украине и оттолкнул от себя часть пророссийского электората. Далее он инициировал санкции в отношении Виктора Медведчука и его окружения, последствием которых стало закрытие трех телеканалов. Как результат — остановил падение своего рейтинга. После Зеленский стал заходить на электоральное поле своего главного оппонента — пятого президента Украины Петра Порошенко, и уровень поддержки Зеленского вырос еще. Избиратели Порошенко задумались: а действительно ли Зеленский — "агент Кремля"?
Но в новой риторике Зеленского нет ничего нового. Каждый украинский президент, кроме, пожалуй, Виктора Ющенко, начинал как политик с юго-востока, а после эволюционировал в "националиста" в понимании Москвы.
"В 1994 году Леонид Кучма вел откровенно пророссийскую кампанию, а спустя шесть лет написал книгу "Украина — не Россия". Даже Виктор Янукович переплыл с левого берега на правый. Ему хотелось не превращаться в наместника Малороссии, а развивать многовекторность", — замечает политолог Андрей Золотарев.
"Ныне Владимир Зеленский разыгрывает приблизительно тот же формат, что в свое время Леонид Кучма. Он старается зацепить остатки своего базового электората и зайти на поле соперников, забирая условную монополию на патриотизм, — считает Бобыренко. — Его ближайшая информационная кампания будет строиться на том, что Украина не против договариваться с Россией, но Путин не хочет".
В результате таких действий произойдет цементирование электорального ядра Зеленского — 15–20%, готовых поддержать его на следующих президентских выборах, к которым, без сомнения, глава государства уже готовится.