Разделы
Материалы

Альянс лояльных к Путину. Смогут ли правые партии в ЕС заблокировать помощь Украине

Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images | "Волновались, что Мелони будет прислушиваться к своим союзникам по коалиции, которые являются пропутинскими по своей сути. Но Мелони поддерживает Украину", — эксперт

Усиленное преимущество правых партий в Европе, вызванное дефицитом лидерства, — неприятная тенденция, но прогнозируемая. Часть из таких политиков в Германии, Франции, Чехии, Австрии, Венгрии открыто и громко выступают против помощи Украине. Может ли роль таких сил усиливаться, и с кем из них Украина может сотрудничать?

Недавно в 27 странах-членах Европейского Союза состоялись выборы в Европарламент. И хотя после объявления результатов сохранилось проукраинское большинство, правые все-таки имели успехи, что привело к турбулентности в отдельных странах, в частности Франции и Германии. К тому же ряд сил в Европарламенте уже решили объединиться. Речь идет об Австрийской партии свободы (FPÖ — лидер Герберт Кикл), чешской партии ANO (лидер — Андрей Бабиш) и венгерской партии Fidesz (лидер — Виктор Орбан). Они заявили о создании отдельного блока под названием "Патриоты Европы", и собирают для нее евродепутатов. Что происходит в странах Европы и как правые политические альянсы способны повлиять на помощь Украине со стороны Евросоюза, выяснял Фокус.

"Правая волна накрыла Европу"

За последние несколько месяцев правоцентристские силы и лидеры победили и на национальных выборах. Крайние случай — Франция. В минувшие выходные состоялся первый тур парламентских выборов, и 33% собрало "Национальное объединение" Марин Ле Пен. Она уже на этих выходных будет бороться за большинство в парламенте.

Представители упомянутых политических сил в Австрии, Чехии, Венгрии и Франции неоднократно выражали поддержку Москве и одобряли действия Владимира Путина. "Подъем Ле Пен во Франции — большой подарок Путину", — написало после выборов объявление результатов издание Bloomberg.

Представители ультраправых партий создали альянс в Европейском парламенте под названием "Патриоты Европы"
Фото: Getty Images

Поэтому можно ожидать, что одной из ключевых целей этих политических сил может быть попытка остановки помощи Украине и подталкивание к мирным переговорам с РФ.

"Европу накрыла "правая" волна. Она будет влиять на решение о безопасности Украины, оружие, деньги и вступление в ЕС нашего государства", — считает бывший министр иностранных дел Павел Климкин. Он отмечает: стоит быть готовыми к тому, что они будут влиять на все решения по Украине, поэтому нужно научиться с ними говорить.

"Правая волна в Европе не остановится, Франция — лишь ее часть. Она не смоет Европу, но будет ощутимой еще долго. Ведь правые предлагают простые и понятные, хотя, конечно, более чем противоречивые ответы. Их преимущество в том, что другие и таких не предлагают, дефицит лидерства в Европе зашкаливает", — отмечает Павел Климкин.

Он отмечает, что следует искать пути взаимопонимания с частью. "Конечно, не с теми, кто финансируется из Москвы, но со всеми остальными. После войны у нас будет немалое пространство для тех, кто будет считать себя правым. Важно, чтобы они нашли общий язык с другими европейскими правыми", — объясняет он.

Французский контекст для Украины

Политический эксперт и руководитель Центра общественной аналитики "Башня" Валерий Клочок в разговоре с Фокусом говорит, что пока рано говорить, что правые будут иметь значительное преимущество в Европе.

"В частности, во Франции. Я не разделяю этого сверхвозбужденного беспокойства по поводу того, что там будут иметь решающее значение правые. Если и создаются какие-то альянсы в Европейском парламенте, то пока это лишь объединение немногих с громким названием. Правые там были и раньше. В парламенте ЕС уже сформировано большинство из либералов, демократов и социал демократов. И такую сдержанную позицию разделяют абсолютное большинство моих коллег и известных дипломатов", — отмечает он.

В то же время Клочок отмечает, что Франция несколько отличается от европейского парламента.

"Но нельзя недооценивать ловкости Макрона, — уверяет он, — Его решение распустить национальное собрание было очень дерзким. Но, чтобы делать выводы, надо понимать весь контекст. Французская республика — президентская, где президент имеет очень много полномочий. Но это и классическая мировая демократия, где решения принимаются не президентом, а двухпалатным парламентом, как в США. Следующие президентские выборы во Франции состоятся через три года. У Макрона еще достаточно большой срок пребывания в должности, поэтому он должен был действовать. И ощущение внутренних течений на этой должности, мне кажется, его не подвело. Его решение — распустить парламент и провести досрочные выборы — дать возможность пока не очень большой власти для праворадикалов во Франции, чтобы показать французам, кто такие правые и продемонстрировать, насколько Макрон не разделяет их позиции. А критики во Франции в адрес Макрона немало, особенно на фоне акций протеста, которые устраивали фермеры. Второй срок для него не мог быть легким".

Можно представить, что Ле Пен с теми, кто разделяет ее правые взгляды, получит большинство — но конечные решения принимает президент. Так что мы увидим борьбу. И не только с Макроном, но и молодым премьером Габриэлем Атталем, однопартийцем Макрона, который только сейчас заявляет о своих будущих политических амбициях. В конце концов, и Макрон и Атталь надеются, что смогут обнулить или снизить шансы Ле Пен в будущем окончательно победить и на президентских выборах.

"Подъем Ле Пен во Франции — большой подарок Путину", — написало после выборов объявление результатов издание Bloomberg
Фото: Getty Images

Что же касается Украины, то накануне выборов Ле Пен, действительно, заявила, что в случае победы на выборах заблокирует отправку французских военных в Украину.

"И эта позиция выгодна Макрону. Он также, несмотря на громкие заявления, понимает определенные риски. А Ле Пен дает удобную возможность попробовать не выполнить обещание руками Ле Пен и потом повесить всех собак на нее, мол, почему Франция не помогла Украине. Эта дискуссия будет продолжаться и набирать обороты в Европе. С другой стороны, сегодня есть немало сторонников идеи Макрона об отправке военного контингента, именно военных инструкторов. Ее даже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, который тоже уходит с должности и может себе позволить высказывать такие громкие вещи", — думает Клочок.

Он замечает: тенденциозность правых в Европе просматривается не только во Франции, но и в Австрии и Германии. Но в целом правые вряд ли серьезно повлияют на баланс в Европе. Однако это тонкая игра в Европе и Украина, к сожалению, является ее инструментом.

Правые силы в Европе: каким будет влияние на Украину

Если говорить о внутреннем контексте, то правые будут пытаться в ЕС внедрять политику, которая известна давно. Например, в отношении мигрантов.

"Потому что ситуация в Европе, в частности, в Британии, будет подталкивать правительства к принятию непопулярных, но правых решений в отношении мигрантов. Речь идет об ограничении перемещения мигрантов в свои страны, получения ими социальных пособий и так далее, для того, чтобы найти благосклонность своих избирателей. Мол, поликультурность — ОК, но она часто вредит стабильности и постоянству в государстве. На религиозной почве возникает много конфликтов. Это больший вызов сегодня для европейских чиновников, чем победа правых", — объясняет Клочок.

Что будет происходить в украинском направлении — сейчас можно спрогнозировать лишь приблизительно.

"Если Ле Пен выиграет и во втором туре, то у Макрона будут проблемы, несмотря на его достаточную независимость, — говорит Фокусу дипломат Александр Хара. — Речь идет о голосовании за бюджет и выделение денег, в частности, помощь Украине. Это будет зависеть от парламента и может быть поставлено под удар".

Но даже если Ле Пен наберет вес, ее шаги спрогнозировать непросто. Правые партии в Европе отличаются друг от друга. Например, "Альтернатива для Германии" — политсила, симпатизирующая Путину, в то время как ультраправые в Италии имеют проукраинскую позицию.

"В Италии тоже правые у власти и тоже волновались, что Мелони будет прислушиваться к своим союзникам по коалиции, которые являются пропутинскими по своей сути. Но этого не произошло, Мелони поддерживает Украину. Надо смотреть по каждой стране, и в каждой стране есть разный вес. Например, Венгрия, которая нам постоянно ставит палки в колеса, но ее вклад в НАТО и в ЕС является минимальным, что не представляет для нас критической угрозы. Как и ряд других политсил, которые после ряда скандалов с финансированием и обвинений в сотрудничестве с российскими спецслужбами, не так явно будут демонстрировать свою приверженность Путину", — добавляет Хара.

Глобально Европа в целом осознает, что существуют как внутренние угрозы, так и внутренние, связанные с агрессивными действиями РФ. Европа милитаризируется и пытается сделать помощь Украине постоянной. Во время последнего саммита ЕС, обсуждая важность создания спецфонда для финансирования ВПК, не соглашались только нейтральные страны, но даже те, которые, считаются, поддерживаю РФ, не возражали. Для европейцев это экономически выгодно — можно получить заказы и открыть новые рабочие места.

"Ле Пен не случайно в свое время осудила Путина накануне выборов. Она понимала, что она не может поддерживать политику поддержки террориста и агрессора. Даже правые понимают это. Обратим внимание: в США Трамп сказал, что он против Путина на дебатах. Это чувствительный вопрос, политики понимают, что избиратель хочет осуждения убийства и войны. Войну поддерживать — не лучшая история для любой политики", — заметил Валерий Клочок.

Хотя нельзя исключать другой способ влияния и поддержки — непубличный, но дестабилизирующий. Однако пока неизвестно, насколько он может быть определяющим.