Разделы
Материалы

Игроки второго тура определены, молодую поросль поддерживать бессмысленно, - Жвания в интервью Фокусу

Давид Жвания рассказал Фокусу, почему предстоящие выборы будут выборами между Луи Виттоном и страусиными туфлями.

Принадлежа к той немногочисленной группе политиков, чья позиция никогда не равна месту, которое они занимают в партийных, парламентских или государственных структурах, Давид Жвания всегда стремится подчеркивать собственную независимость и настаивать на своей точке зрения. В значительной степени именно это обстоятельство обусловило его непримиримый разрыв с Виктором Ющенко, с которым он был некогда близок настолько, что стал крестным отцом его сына Тараса. Та же внутренняя независимость не позволяет Жвании, далеко не последнему человеку во фракции НУНС, обещать безоговорочную поддержку Юлии Тимошенко после президентских выборов. Он много знает и ему всегда есть, что сказать.

- Давид Важаевич, расскажите о ситуации в НУНС после всей этой истории со снятием главы фракции, Николая Мартыненко.

- Это была очередная провокация Банковой, и у президента в очередной раз ничего не получилось. НУНС – очень сложная организация. Как говорится, там каждой твари по паре. В 2007 году НУНС создавался из разных сил - "Самообороны", "Нашей Украины", других политсил. А портрет президента приклеили туда лишь в последний момент перед выборами. Не понравился ему новый подход, когда первыми номерами стояли молодые политики, которые должны были создать единую демократическую силу: Катеринчук, Яценюк, Луценко, Кириленко, Гриценко. А вместо помощи президент сказал, что все они воры, которые отняли у него рейтинг. А сейчас все эти ребята рассорились и не могут сесть за один стол. Но НУНС продолжает занимать свою нишу – нишу демократической силы. Я считаю, что если каждый из них сейчас переступит через личные амбиции, то в будущем блок еще объединится и победит, например, на парламентских выборах.

- А как быть с Вячеславом Кириленко, который пошел строить пропрезидентскую силу "За Украину"?

- Он там тоже будет. Слава Кириленко - заложник того, что многие люди, входящие в его группу очень сильно ориентируются на президента. Отойдя от Ющенко, он потеряет возможность влиять на этих людей.

Сейчас в НУНС вообще очень сложная ситуация. Люди деморализованы. Некоторые политические группы, которые образовались в НУНС, вообще непонятно, что делают. Вот, например Костенко со своей группой. Зачем он баллотируется в президенты? Это бесцельный поступок, и он его ни с кем не обсуждает. "Единый центр" тоже разобщен. Страна сейчас находится в такой сложной ситуации, а в НУНС, увы, некоторые депутаты занимаются разборками и интригами, в том числе и с другими фракциями. Так что к некоторым членам НУНС, к сожалению, можно приклеить лозунг "лучше продайся, чем отдайся".

- А какую цель преследовала игра Ющенко против Мартыненко?

- Стать премьер-министром еще до президентских выборов. А другие участники этой операции преследовали свои цели. Я с большим уважением отношусь к тому же Славе Кириленко. Он понимал, что ничего получится с премьерством Ющенко, но думал, что у него снова получиться завладеть фракцией.

- А Коломойскому зачем было в этом участвовать?

- Он имел абсолютно конкретные цели. Вспомните, сколько людей наелось при уходящем Кучме? Ну почему бы "не погрызть" уходящего Ющенко? Уходящий президент – это же находка. Тем более с такими сумасбродными идеями. Коломойский хотел надавить на Тимошенко, поискать в ситуации нунсовского хаоса свои интересы.

Сегодня хаос устраивает всех. И то, что в НУНСе при техническом управлении Мартыненко начала выстраиваться некая система координат, не нравилась никому.

- А какое будущее вы видите для НУНСа? Присоединение к Тимошенко?

- Я думаю, что желающих во фракции присоединиться к Тимошенко немного. Сейчас тяжело сказать, является ли Тимошенко тем берегом, к которому пристанет Украина в будущем.

- Но вы сами, похоже, к этому берегу все же причалили…

- Я ни к кому не причалил! Я сказал, что на этих президентских выборах у нас другого выбора, кроме Тимошенко, нет. Но я же ничего не говорил о следующих парламентских выборах. Мы строим новое государство, и я убежден, что в нем должна быть парламентско-президентская форма правления.

- А вы Юлии Тимошенко об этом говорили?

- Прямым текстом. И не просто говорил, я боролся за это и пытался ее в этом убедить.

- И сейчас продолжаете?

- Насколько мне удается. Я не считаю, что эти выборы что либо изменят в экономической и политической ситуации страны. Глобальное ускорение могло быть после Майдана. Мы эту возможность упустили. А теперь идет эволюционный процесс.

- А почему вы поддерживаете именно Тимошенко? Ведь на этих выборах есть много новичков.

- Игроки второго тура давно определены, поэтому на этих выборах нерезультативно и бессмысленно поддерживать молодую поросль, которая не имеет за собой никаких возможностей. Я говорю обо всех, включая Литвина. Тимошенко может быть хорошим представителем государства за рубежом. Вот можно же себе представить, как она приезжает на переговоры в Евросоюз. А Янукович? Вы представляете, с каким жестами и на каком языке такие переговоры будут проходить, если президентом станет он? В тоже время, кто бы ни стал президентом, он не получит всю полноту власти, ни Янукович, ни Тимошенко. Во всяком случае, я буду делать для этого все возможное.

- Как вы видите ситуацию после выборов? Последует ли роспуск парламента победителем?

- Я думаю, что парламент сразу не будут распускать. После президентских выборов мы окажемся в переходном периоде государства, и надо будет заканчивать конституционную реформу. Я предполагаю, что в результате конституционной реформы следующий президент откажется от должности и зайдет в парламент.

- Вы допускаете, что президент сможет отказаться от своей должности?

- Если он этого не сделает, то его поменяют после парламентских выборов. Другого выхода не существует. Мы должны прийти к такой форме государственного правления, при которой будут обеспечиваться коллегиальные решения. А вот сейчас получается, что каждый новый президент – это новый раскол Украины.

- Скажите, а проигравший на этих выборах признает победу соперника?

- Абсолютно. Никакого Майдана на этих выборах не будет. Из-за чего протестовать? Какой смысл отстаивать своего президента, если у него такие куцые полномочия? Президент меняется, парламент остается. Если в 2004 году был выбор между черным и белым, то сейчас у нас выбор между Луи Виттоном и страусиными туфлями.

- А с кем будет НУНС на следующих парламентских выборах? Может быть, блок возглавит кто-то из кандидатов в президенты второго эшелона? Яценюк?

- Все возможно. Но это еще нескоро. Сейчас никакие переговоры не имеют смысла. Я бы не исключал восстановление прежнего НУНСа. С Кириленко, Яценюком, Гриценко, Луценко и другими лидерами.

- Какая судьба ждет после выборов Ющенко?

- Я думаю, что он найдет свое место в жизни. Но он больше никогда не вернется во власть. Максимум, на что он может рассчитывать – это выиграть выборы мэра Хоружевки.

- Давид Важаевич, а штабы кандидатов готовы к выборам?

Сейчас ни одни штаб не готов к выборам, потому что нет предмета выбора. Борьба сейчас идет между двумя физлицами, которым штабы не нужны. А штаб Яценюка показал, что лучше бы его не было – был просто человек, стал полосатый (смеется). На этих выборах нет штабов в классическом смысле.

- Тимошенко ведет переговоры о поддержке с кем-то из кандидатов второго эшелона?

- Все ведут переговоры со всеми. Первые лица никогда не ведут переговоры между собой. Команды всегда разговаривают. Но смысла в этом сейчас нет. Тимошенко, например, может вести переговоры с Яценюком, но электорат Яценюка никогда не перейдет к Юлии Владимировне, это, скорее, электорат Партии регионов.

Другое дело – после выборов, тогда придется договариваться. И БЮТ с ПР сейчас - заложники друг у друга. Кто бы ни победил, экономика будет падать. Вот придет к власти Янукович, например, и что он будет делать? Должен договариваться. Победит Тимошенко – тоже нужно будет договариваться с Януковичем. Все должны договариваться, но все продолжают за что-то бороться. Хотя вопрос стоит конкретно: найти из этой ямы выход.

- Если победит Янукович, какое политическое будущее ждет Тимошенко?

- Намного лучшее, чем у Януковича, если победит Тимошенко. Я считаю, что он быстрее договорится с ней в случае победы, чем она с ним.

- В сентябре в прессу попали протоколы вашего допроса, который вела временная следственная комиссия ВР по отравлению Ющенко. Начался скандал. А новые допросы были?

- Нет. Меня не о чем уже спрашивать. Я не понимаю, почему это дело вообще было открыто. На самом деле, Ющенко сам вначале хотел верить в свое отравление, а потом стал заложником своей команды, которая продолжила раздувать это дело.

- Но вы же были частью этой команды.

- Но я никогда не поддерживал теорию отравления. Я с самого начала был категорическим противником этого заявления. После того, как высказал свою позицию, мы фактически и не общались больше. Я даже будучи министром с ним не встречался.

- Но рассказывать свою версию событий вы начали сравнительно недавно.

- Я молчал, пока ситуация не дошла до полного идиотизма. Ведь обычных, ни в чем не виновных людей начали буквально насиловать, по допросам тягать. Наняли в прокуратуру сумасшедших, больных людей, составив из них рабочую группу по отравлению Ющенко. Начали обвинять Россию в отравлении, портить с ней отношения. Потом начали искать каких-то шпионов. Это было уже за гранью добра и зла. Не может жить нация в таком сумасшествии

- А что с этим делом будет после выборов?

- А дела ведь нет. Его не существует. Оно открыто только для Виктора Андреевича Ющенко. А в повестках, которыми меня вызывали в ГПУ, даже номер дела не указывался. Потому что номера у дела нет.

- Вы разуверились в Ющенко, не в восторге от Тимошенко, а из политики не уходите…

- Знаете, я когда-то очень давно, вынужден был, точно так же как Ален Делон, около двух месяцев работать официантом, только он в Париже, а я в Вене, - впервые рассказываю об этом прессе. Так вот, я был офигительным официантом. Самым лучшим на улице. Если ты борешься, если ты работаешь, то в жизни все получится. Я своим детям так и говорю: если ты ничего не делаешь и хочешь, чтобы все посыпалось с неба, - ничего не будет. Никто тебе не построит благополучие. Не надо верить в меня, в Тимошенко, в Ющенко. Может даже в Украину верить не надо. Надо верить в себя. И только вера в себя строит государства.

Сергей Высоцкий, Фокус