Разделы
Материалы

Семь вариантов решения КС по выборам

Татьяна Катриченко
Фото: president.gov.ua

Сегодня, 18 июня, Конституционный Суд Украины продолжил рассмотрение вопроса о конституционности указа Владимира Зеленского о роспуске Верховной Рады. Фокус поговорил с экспертами о возможном развитии ситуации. Вариантов оказалось множество – от хитростей в стиле Ющенко до ситуации, когда указ могут признать неконституционным, но выборы все равно состоятся

"Наша юридическая позиция безупречна. Надеюсь, вы примете решение, за которое не будет стыдно перед людьми", – накануне президент обратился к судьям. Заседание КСУ на прошлой неделе он посетил лично, выступил до начала слушанья, а после удалился из зала.

Напомним, суд рассматривает представление 62 народных депутатов. Они настаивают: указ Зеленского о роспуске парламента и назначении выборов на 21 июля – неконституционный. В то время как гарант заявляет, что юридическим основанием для такого документа послужил факт отсутствия коалиции с 29 марта 2016 года, народные избранники настаивают: тот нарушает права граждан избирать депутатов на пять лет и права депутатов создать новую коалицию после выхода из нее каких-либо фракций.

Во время восьмичасового заседания судьи пытались выяснить, почему Верховная Рада не предоставила поименный состав коалиции, а президент не захотел мотивировать свое решение, указав лишь номер статьи о том, что отсутствие коалиции – повод для роспуска Рады.

К вечеру судьи КСУ перешли к закрытой части заседания. Формально решение на их сайте может появиться только 29 июня. Фокус с помощью экспертов решил спрогнозировать, какие могут быть варианты решений и их последствия.

Вариант первый: КСУ признает указ президента конституционным

В этом случае с выборами все просто: они состоятся 21 июля.

Куда более сложно с последствиями такого политического решения. Если КСУ признает указ президента конституционным, в стране появится прецедент, когда президент сможет распускать Раду, ссылаясь на недоказанные основания. Политолог Алексей Минаков уверен: любой президент Украины сможет распустить парламент, руководствуясь только собственным желанием и политической целесообразностью.

К тому же такой результат максимально изменит политический рельеф Рады. В скором времени большое количество кресел займут представители пропрезидентской силы "Слуга народа", то есть парламент станет подконтрольным президенту. Не попадают в здание под куполом политсила Арсения Яценюка "Народный Фронт", которая решила даже не подавать списки в ЦИК, а пойти по мажоритарке, очень низкие рейтинги демонстрирует и Радикальная партия Ляшко. Очевидно, что к 21 июля не успевает раскрутиться партия действующего премьера Владимира Гройсмана, а "Европейская солидарность" Порошенко рискует недобрать голосов.

Вариант второй: КСУ признает указ неконституционным и не объяснит почему

Ныне большинство экспертов настаивают: если учитывать лишь правовую составляющую, то суд должен поддержать парламентариев - у президента не было оснований распускать ВР.

Об этом говорит, в частности, член правления Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко: "С юридической точки зрения не было фиксации факта распада коалиции, на которую могли бы ссылаться юристы президентской команды, пытаясь констатировать факт задним числом". То есть, на первый план выходит именно политический аспект. "А глава государства не наделен правом останавливать полномочия парламента по политическим мотивам", – объясняет она.

"Если президентский указ признается неконституционным, нет и оснований для проведения выборов", – объясняет Фокусу ее коллега – юрист Богдан Бондаренко. Он напоминает, что решение КСУ обязательно для выполнения.

Другой вопрос, что в этом случае не существует алгоритма, согласно которому должны действовать любые государственные органы, в том числе Центризбирком для отмены выборов.

"Комиссия функционирует в пределах определенных законов. А ныне ни один из них не предусматривает полномочий ЦИК останавливать избирательный процесс. Поэтому возникает проблема: кто возьмет на себя ответственность растолковывать, что хотел сказать КСУ. Разумеется, политики и президент будут выдвигать свои версии, но Центризбирком – орган, который несет ответственность и не может действовать ситуативно. Но он не может отказаться исполнять решение КСУ только потому, что в законах не прописано, как его исполнять", – говорит Бондаренко.

Что же касается лично Зеленского, то после возможной отмены указа его сложно будет как-то наказать за принятие неконституционного решения. Если бы в Украине действовал механизм объявления импичмента, его можно было применить – "уволить" Зеленского за превышение полномочий. Но ныне это невозможно. Поэтому ему достанутся лишь очередная порция критики и порицания. Конкуренты президента будут громко заявлять о неконституционности его действий.

Кроме того, сам же Зеленский постарается воспользоваться и такой ситуацией: скажет, что суд плохой, парламент плохой, и они все тормозят его реформы.

Вариант третий: КСУ признает решение Зеленского неконституционным и даст "дорожную карту" Центризбиркому

Важно, чтобы КСУ не просто признал указ неконституционным, но и прописал порядок его выполнения.

Глава аналитического центра "Институт законодательных идей" Татьяна Хутор уверена: если решение будет в пользу депутатов, то суд должен прописать соответствующую процедуру – обязать определенные органы совершить определенные действия, в том числе Центризбирком – остановить избирательный процесс. А координатор сети "Опора" Ольга Айвазовская думает, что кроме всего прочего суд должен объяснить, как возвращать партиям 4,6 млн. грн, которые те уже перечислили в госбюджет. Кроме того, что делать с официальными расходами на выборы из госбюджета – примерно 2 млрд. грн.

Вариант четвертый: КСУ скажет, что указ хотя и антиконституционный, но не влияет на избирательный процесс

"Президентский указ – решение индивидуальное, не нормативно-правового характера, – объясняет Богдан Бондаренко. – Он не создает правила поведения, а имеет отношение исключительно к факту "здесь и сейчас". То есть мы говорим о том, что в момент, когда президент досрочно прекратил полномочия парламента, подписав соответствующий указ, он создал юридический факт. А все что произошло дальше – его последствия".

И даже если суд признает сам указ неконституционным, то его последствия, то есть избирательный процесс и выборы, будут законными. "Отменять нечего", – резюмирует эксперт.

Он предполагает, что в этом случае произойдет коллапс системы и проявится авторитаризм президента, который опять-таки сможет распускать парламент, когда ему выгодно.

Вариант пятый: политики не выполнят решение о неконституционности указа

Именно к этому призывает лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко – она уже посоветовала президенту Зеленскому не отменять свой указ о роспуске парламента, даже если Конституционный Суд признает его неконституционным, мол, ЦИК обязана выполнить документ от 21 мая.

С этой точки зрения интересны и результаты опроса социологической группы "Рейтинг", согласно которым, 63% опрошенных украинцев считает, что решение КС выполнять не надо. С помощью подобных новостей у Зеленского, возможно, пытаются проверить реакцию общества на подобную ситуацию.

"Это будет также сбой в системе. Представьте себе, вы знаете: убийство – преступление, строгое наказание за которое прописано Уголовным кодексом. Но в какой-то момент это правило теряет смысл – и мы уже не знаем, что кто кого убьет завтра", – поясняет Бондаренко.

Вариант шестой: Зеленский отменит свой указ

Президент попытаться спрогнозировать действия КС. И если он поймет, что решение будет не в его пользу, может просто отменить свой указ о досрочном прекращении полномочий парламента и назначении внеочередных выборов на 21 июля. И издать новый. К тому же 17 июня как раз истек 30-дневный срок формирования новой парламентской коалиции после выхода "Народного фронта".

Но этот документ уже точно будет неконституционным, ведь парламент нельзя распускать за шесть месяцев до конца его каденции.

Эксперты также называют подобную ситуацию "беспределом" и вспоминают, что такую практику придумал президент Виктор Ющенко. В 2008 году он своими указами останавливал действия постановлений Кабмина. А когда КС уже готов был определять эти указы неконституционными, Ющенко их отменял, а на следующий день подписывал новые – с таким же текстом, но под другим номером.

Вариант седьмой: КСУ опоздает с решением

В этом случае Конституционный суд снимет с себя ответственность, даже если признает указ Зеленского неконституционным – мол, мы совещались, но времени потребовалось больше. В то же время результаты выборов никто не отменит, а новоизбранный парламент будет работать до избрания последующего. Но при этом все будут осознавать, что на ВР лежит тень неконституционности.

Какое решение не примет КСУ, уже сегодня понятно, что вопрос конституционности указа президента не только излишне политизирован, но и юридически сложен. Поэтому важно, чтобы суд постарался максимально доступно объяснить обществу, почему он принимает то или иное решение.