Фокус рассказывает о пяти самых интересных открытиях в области библейской археологии, сделанных за последний год
Охота за библейскими артефактами, такими как обломок Ноева ковчега и Святой грааль, началась еще в эпоху Средневековья, но как отдельная наука библейская археология зародилась только в конце XIX века. В современном мире ее задачей является не столько поиск доказательств (или опровержений) достоверности описанных в Библии событий, сколько восстановление исторического контекста, на фоне которого появились знаменитные библейские сюжеты.
Апостольская деревня
Израильские и американские археологи утверждают, что нашли в израильском поселке Эль-Арадж древнюю рыбацкую деревню Вифсаиду, где, согласно Библии, Иисус сотворил некоторые из своих знаменитых чудес: например, исцелил слепого и накормил тысячи голодных пятью хлебами и двумя рыбами. Там же родились два первых последователя Христа – братья Петр и Андрей. После распятия Христа апостол Петр стал первым лидером раннехристианской церкви.
Деревня, позже превратившаяся в римский город Юлия, находилась на берегу пресного Тивериадского озера. В Новом Завете этот водоем фигурирует под названием Галилейское море – по его водной глади ходил Иисус.
На месте раскопок уже обнаружили развалины 1400-летней церкви византийской эпохи – мозаичные полы, остатки настенных мозаик и фрагменты мраморного алтаря. Эти руины, по мнению ученых, когда-то были легендарной Церковью Апостолов, построенной на месте дома Петра и Андрея. О ее существовании в 725 году нашей эры писал баварский епископ Виллибальд, посетивший Вифсаиду.
Открытие в среде археологов-библеистов встретили с недоверием. Дело в том, что с 1987 года деревню апостолов и их церковь искали в другом месте - в соседнем поселке Тель-Эль-Хеси, где были обнаружены постройки IX века до н.э. Тем не менее, команда почти уверена, что напала на верный след. "Есть надежда, что мы найдем подтверждающие надписи. На церквях византийского периода часто указывали, в честь кого они построены", – говорит историк-географ Стивен Нотли из христианского Колледжа Найак в Нью-Йорке.
Перстень прокуратора
Полвека назад во время раскопок царского дворца Ирода Великого ученые нашли неприметное кольцо из медного сплава. Только несколько лет назад его начали изучать подробно. Оказалось, что на 2000-летнем перстне выгравировано изображение винной чаши, а также искаженные греческие буквы – имя Пилат в притяжательном падеже.
Профессор Дэнни Шварц из Еврейского университета полагает, что оно принадлежало Понтию Пилату – римскому префекту, управлявшему Иудеей и в 26-36 годах нашей эры, во время правления императора Тиберия. В Новом Завете Пилат упоминается как прокуратор, который вынес смертный приговор Христу. Само греческое имя Пилат было чрезвычайно редким – в письменных источниках не упоминается ни о каком другом Пилате, жившем в тот период.
Библейский Понтий Пилат, судя по всему, действительно существовал. По крайней мере, древнеримский летописец Корнелий Тацит и еврейский историк Иосиф Флавий писали о нем, как о реальном человеке. Кроме того, в резиденции римских префектов археологи ранее нашли именную плиту Пилата.
Шварц считает, что свое кольцо префект использовал в качестве печати, чтобы заверять документы. С этой версией согласны не все. "Простые металлические кольца чаще всего принадлежали солдатам, иудейским и римским чиновникам, а также людям среднего достатка всех профессий. Маловероятно, чтобы его носил Понтий Пилат, могущественный и богатый префект Иудеи", – пишут авторы исследования, опубликованного в журнале Israel Exploration Journal.
Археолог Рой Порат, директор раскопок в Иродионе, предполагает, что у Пилата могло быть "парадное" кольцо из драгоценных металлов, а это он мог использовать только как печать. "Нет способа проверить это на 100%, и каждый может остаться при своем мнении", – сказал Порат.
Содомский метеорит
Археологи-библеисты из Юго-западного университета Святой Троицы в Альбукерке нашли на территории современной Иордании доказательства падения метеорита, стершего с лица земли несколько древних городов на территории 500 квадратных километров.
Ученые уже десятки лет исследуют древние поселения в районе Мертвого моря, такие как Телль-эль-Хаммам. Известно, что они появились примерно в 4000 году до нашей эры, но около 3700 лет назад прекратили свое существование вследствие страшной катастрофы.
Результаты раскопок показывают, что мощный взрыв разрушил здания, оставив лишь фундамент; ударная волна вызвала огромное цунами, и некогда плодородные земли оказались затоплены соленой водой. Регион, в котором жило около 40-60 тысяч человек, опустел. Люди вернулись туда только спустя 600-700 лет.
Радиоуглеродное датирование минералов показало, что многие из них расплавились мгновенно – это возможно только при очень высоких температурах. Ученые считают, что речь идет о взрыве метеорита мощностью около 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте.
Возможно, именно это событие лежит в основе библейского сюжета об уничтожении Содома и Гоморры. Более того, библеист Стивен Коллинз считает, что сам город Телль-эль-Хамам, расположенный в южной части долины реки Иордан в 13 километрах к северо-востоку от Мертвого моря, мог быть "прототипом" Содома.
Родина Голиафа
Уже несколько лет ученые ведут раскопки в древнем поселении Геф – прототипе библейского города великанов, где родился исполинский воин филистимлян Голиаф. Новый Завет гласит, что его в бою один-на-один победил Давид из Вифлеема, будущий царь Иудеи и Израиля.
Филистимляне – народность, появившаяся на территории современного Ближнего Востока. О филистимлянах осталось много упоминаний в ассирийских и египетских источниках, а также в Ветхом Завете. Недавний анализ ДНК-анализ останков показал, что они были потомками европейцев.
Археологическое место, расположенное на юге Израиля, сегодня известно как Телль-эс-Сафи. Оно напоминает слоеный пирог, напичканный руинами поселений разных эпох – от стоянки возрастом 7 тысяч лет до современной арабской деревни, разрушенной войной в 1948 году.
Около 23 лет археологи изучали так называемый филистимский слой, в котором, по их мнению, находились самые старые руины города Геф. Однако всего несколько месяцев назад они раскопали под ним более древний город.
Скелеты мифических великанов найти не удалось, зато ученые раскопали руины зданий, построенных из больших каменных валунов и обожженных кирпичей. Некоторые стены имеют толщину более четырех метров – нигде на Ближнем Востоке в то время не было такой масштабной архитектуры.
"Вероятно, легенда о гиганте Голиафе родилась как метафора. Дело в том, что величие сооружений в городе Геф поражало воображение. А сами филистимляне доминировали в регионе в экономическом, военном и, возможно, культурном отношении", – говорит профессор Арена Мейра из Университета имени Бар-Илана.
Эфиопский ковчег
В декабре прошлого года СМИ сообщили: в эфиопской Церкви Марии Сионской в Аксуме, вероятно, хранится Ковчег Завета – сундук со скрижалями, на которых выгравированы 10 заповедей, данных Моисею самим Богом. Хранители ковчега, "обученные убивать голыми руками", ревностно оберегают реликвию от любопытных глаз, поэтому проверить ее подлинность невозможно. Однако журналисты Live Science отыскали свидетельства человека, которому посчастливилось увидеть таинственный артефакт в 1941 году.
Согласно Священному писанию, сундук с заповедями изначально находился в иерусалимском Храме Соломона. В VI веке до нашей эры армия вавилонского царя Навуходоносора II завоевала Иерусалим и уничтожила храм. Эфиопская легенда утверждает, что около 3000 лет назад Ковчег Завета в страну привез человек по имени Менелик, который был сыном царицы Савской и царя Израиля Соломона. Эта версия появляется в письменных источниках начиная с 1400 года нашей эры.
Эдвард Уллендорф, профессор Лондонской школы восточных и африканских исследований (SOAS) побывал в Эфиопии во время Второй мировой войны, когда туда вторглись британские войска. Он решил воспользоваться случаем и посмотреть на легендарный ковчег. Монахи не хотели пускать его внутрь церкви, но он смог прорваться в сопровождении солдат. "То, что он там увидел, ничем не отличалось копий ковчега в любой эфиопской церкви. Ковчег не был древним, и, конечно, не был оригинальным Ковчегом Завета", – говорит Тудор Парфитт, коллега Уллендорфа. Сам очевидец умер в 2011 году.
После войны Уллендорф подолгу бывал в Эфиопии и даже подружился с императором страны, поэтому почти ни с кем не делился своими выводами ."Он бы не смог работать в Эфиопии, если бы рассказал, что ковчег не настоящий", – объясняет Парфитт. По его словам, Уллендорф очень жалел о единственном интервью в Los Angeles Times в 1992 году, где он сказал, что ковчег был изготовлен в период среднего или позднего средневековья.
Таким образом, где хранится настоящий Ковчег Завета и существует ли он вообще, пока остается одной из неразгаданных библейских тайн.