Разделы
Материалы

Колхоз — дело добровольное. Почему 80% украинских айтишников против Дія Сіті

80% украинских айтишников — против Дія Сіті. Соответствующий опрос провел авторитетный и самый старый в Украине ИТ-ресурс DOU.ua. Если власть принимает законы вопреки интересам 80% субъектов регулирования, можно ли считать такую ​​власть легитимной?

80% украинских ИТ-шников — против Дія Сіті. Соответствующий опрос проводил авторитетный и самый старый в Украине ИТ-ресурс DOU.ua. Ничего более релевантного невозможно даже представить в этой стране. Для Украины ДОУ — это как Илон Нашевсе Маск — безоговорочный авторитет.

Опросы DOU проводит часто, регулярно и по различным вопросам, важным для ИТ-отрасли. На этот раз опросили 5600 человек.Полный отчет об опросе можно посмотреть здесь, а я остановлюсь лишь на нескольких моментах.

"80% высказались против Дія City, почти 10% не определились и еще 9% выразили поддержку". Знаете, это даже круче, чем пресловутые 73%, которые в свое время вызвали сокрушительный оргазм у сторонников "конца эпохи бедности".

На вопрос "Почему Вы не поддерживаете Дія Сіті" 77% опрошенных ответили "Не доверяю Минцифры и государству".

 Это говорит тот самый ИТ-бизнес, ради "улучшения жизни" которого замутилась вся эта дилетантская тема с Дія Сіті. Тот самый ИТ-бизнес, ради "развития" которого создано целое министерство. Это тот самый ИТ-бизнес, который (в большинстве) хлопал в ладоши и приплясывал от счастья в 2019 году, надеясь, что "вот щас заживем". Теперь он не доверяет ни Минцифре с ее лживыми SMM-ми, ни государству в целом. Мощные результаты работы, господин Федоров, браво. 

И всего лишь за два неполных года. Законопроект 4303 о Дія Сіті принят пока только в первом чтении, но скоро будет второе чтение, после которого законопроект станет законом Украины.

И именно против принятого в первом чтении законопроекта выступает 80% украинского ИТ-бизнеса. Несмотря на то, что перед первым чтением Минцифры пошло на уступки и в чем-то уступило. Несмотря на то, что из законопроекта убрали все явно токсичное и коррупционное.

И все равно, 50% опрошенных ИТ-компаний "ни при каких условиях не поддержат проект". Никакие "доработки" не принимаются, так как сам этот проект — бессмысленный и ненужный, зато несет кучу скрытых рисков для ИТ-бизнеса. Так зачем нам такое счастье? 

43%, 35% и 28% наивных идеалистов готовы поддержать Дія Сіті в случае, если, соответственно: "Буду уверен, что ИТ-компании не заставляют вступать в Дія Сіті", "Буду уверен, что 3-я группа ЧП сохранится", "Минцифры учтет все замечания индустрии".

Боже-боже. Ну, как дети. Нельзя быть ни в чем уверенным, когда политики и чиновники что-то обещают. Нет таких гарантий, не существует в природе. Вы или принимаете то, что написано здесь и сейчас, и не верите обещаниям на будущее, либо не принимаете и идете, например, в другую юрисдикцию или на Майдан.

Ведь проект Дія Сіті задуман не для поддержки ИТ-бизнеса, а для его наклона в более удобную для чиновников-дармоедов позицию. Классический сценарий автократий: "Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить". 

А государственному бюджету Украины срочно нужны деньги, потому что МВФ денег не дает.

У ИТ-бизнеса тех денег много, но они почему-то не хотят их отдавать хитрозадым халявщикам с улицы Грушевского и улицы Банковой, потому что они их не заработали, но очень хотят делить.

 Заставить платить больше — вот единственная настоящая цель проекта Дія Сіті. 

Все те бла-бла-бла о поддержке, развитии, об украинской Кремниевой долине — сказки для дурачков, "развод лоха". А украинский ИТ-бизнес совсем не лох и не позволит себя разводить (надеюсь). 

Рональд Рейган свое время сказал мудрую вещь: "Самые страшные слова в английском языке: я из правительства и я здесь, чтобы помочь". Но что будет, если упоротые "мы всех уволили и все работало" все же наплюют на мнение 80% рынка и примут закон 4303 в целом?

Я вангую примерно такие сценарии дальнейших событий.

Конечно, ИТ-бизнес не пойдет не Майдан, это не свойственно бизнесу, которому невыгодны любые конфликты с государством. Но протест будет заключаться в менее демонстративных проявлениях.

Во-первых: бизнес перерегистрируется в других, более лояльных юрисдикциях, таких, как Эстония, Кипр, Польша, Виргинские Острова, США, Англия, Сингапур и так далее. И платить налоги будут в этих странах. Думаю, такое решение примут не менее 50% участников рынка.

Во-вторых: даже если жижитализаторы разрубят возможность ФОПам вести внешнеэкономическую деятельность — уверен, найдутся другие механизмы обхода этих ограничений.

В Украине ИТ-бизнес расцвел буйным цветом именно потому, что схема работы с ФОПами стабильна, легальна и дешева с точки зрения себестоимости/расходов. 

Уберите оттуда ФОПы — и все рухнет, цены на услуги придется повышать, заказчики будут отказываться в пользу более дешевых поставщиков, а вести ИТ-бизнес в Украине станет просто нерентабельно, в том числе "друзьям Федорова".

В-третьих: примерно 20-30% таки пойдут в Дія Сіті, (конечно, не всем составом, а лишь небольшим разведывательным отрядом) посмотреть как все работает и как все можно намахать. 

В-четвертых: при очень сыром и плохо работающем свеженьком Законе о Дія Сіті и одновременном давлении на ФОТ-схемы, когда по-старому работать уже будет нельзя, но и по-новому — тоже, точно больше половины ИТ-бизнеса прямо или скрыто (скорее второе) начнут финансировать протестные движения, акции протеста, оппозиционные власти политические партии, как это было в 2013-2014 годах.

В зависимости от того, насколько упорно Минцифра с "мусорами" будет пытаться загнать всех под колпак Дія Сіті и убить ФЛП — настолько активно бизнес будет разбегаться из Украины или идти "в тень" с наличными расчетами, возобновятся конверт-центры, маски-шоу и аресты счетов/людей. 

То есть, эффект все это будет иметь строго противоположный задуманному: денег в бюджет пойдет еще меньше, зато градус социального напряжения в обществе будет только расти.

Где 5-10% "друзей Федорова" будут оставаться с ним некоторое время в Дія Сіті, но когда столкнутся там с клубком противоречий, а конкуренты продолжат работать с ФОПами с лучшей рентабельностью и понемногу будут отжимать клиентов и куски рынка, — то скоро или сами станут в скрытую оппозицию, или тихонько параллельно возобновят сотрудничество с ФОПами.

Пока дописывал этот текст, состоялась закрытая онлайн-встреча Федорова и его заместителя с представителями Харьковского ИТ-кластера. Там было много интересного, но я успел себе в блокнотик записать меньше половины от всех интересностей. Если добрые люди дадут мне пиратскую запись этой встречи — возможно напишу об этом отдельно, если будет время и вдохновение.

А пока могу констатировать очевидный для меня факт, что "действенные" точно не намерены отказаться от проекта Дія Сіті, они упорно настроены его "дожать", декларируя при этом "готовность к коммуникации и диалогу".

Скорее всего, "переходный период" для ФОП будет 2 года, а потом на них планируется настоящая охота. 

Надеюсь, к тому времени "зеленая команда" уже исчезнет с политического горизонта Украины и проблема решится сама собой. Или нет.

Итак, я считаю, что на 99% действующая власть в ближайшее время таки примет во втором чтении и в целом законопроект 4333, в каком-то виде, с учетом поправок ИТ-бизнеса или без них. 

Поэтому ИТ-бизнесу пора начать подыскивать себе более лояльные юрисдикции. А это не такой простой вопрос и требует времени и определенных усилий.

Даю 50%, что проект Дія Сіті свернут (или сам упадет в анабиоз) в течение года с момента его официального старта, или он останется в неработающем состоянии, оставаясь примером непродуманной государственной политики. Как, например, Закон "Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины".

80% — на то, что проект закроется/заморозится течение двух лет.

100% — что после смены политического режима зеленых большинство из того, чем сейчас занимаются жижатлизаторы будет отменено, а Минцифры ликвидируют, как отдельное министерство. 

Хотя в Украине уже является традицией для каждой новой власти перетасовывать, переназывать, создавать и ликвидировать министерства и ведомства, поэтому здесь очень легко ванговать.

И, напоследок, риторический вопрос: если власть принимает законы вопреки интересам 80% субъектов регулирования закона, можно считать такую ​​власть легитимной?

Первоисточник.

Публикуется с согласия автора.